Исторические стили оформления сада

Какие бывают стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль

Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам – «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм.

Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф в Нидерландах

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу.

Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

– французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

– французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

– французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом.

Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации.

Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

– каменные, райские, чайные и прогулочные;

– цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

– цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

– заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

– деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

– живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

– вечнозеленые деревья и растения – преимущественно, корейский кедр и бамбук;

– природные ручьи, водопады;

– искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей.

Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

– Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

– Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

– пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).

Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

– небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

– ароматные цветы и душистые травы;

– искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

– объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

– системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе – бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.

Исторические стили садов

Эпоха французского классицизма в парковом искусстве ознаменовалась грандиозными творениями Андре Ленотра. До него при строительстве садов подражали итальянцам. После же создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаля весь мир начал подражать его идеям. Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для дворцовых торжеств. Архитектура его парков развивалась по единым законам, законам регулярного стиля. Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность.

Регулярный стиль роскошен. Широкие прямые аллеи уходили в перспективу, стриженные деревья, орнаментальные цветники на газоне, чарующие обилием цветов и оттенков. Как писал А. Э. Регель, самая важная черта регулярного стиля заключается в том, что “искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди”. И такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии. Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики. С низким партером резко контрастировали боскеты – ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Искусные дворцовые садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких “зал” и “кабинетов”, размещая их вдоль дорожек. Но какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Быть может, именно это и станет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.

Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Например, оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров. Два или четыре куста, симметрично расположенные, могут определить характер всего сада. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием или оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным уголком может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений.

Пейзажные парки или как их еще называют английские, появились 18 в. в Англии, которая и считается родоначальницей этого садово-паркового направления в Европе.

В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. “При этом, пишет А. Э. Регель, искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты по возможности развиться, а при отсутствии таковых созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности”.

Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана.

В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее. Свободная живописная планировка, как правило, больше соответствует участку, ее осуществление требует обыкновенно меньше земляных работ, подпорных стен, экранов и конструкций, а следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом.

Читайте также:  Шелковица: полезные свойства тутового дерева

Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада. Цветов в английском саду высаживалось мало. Цветники компоновались возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.

Пейзажный стиль пришел с Востока из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это не случайно: японский сад невелик по площади, но его образ не исчерпывается театрализованным миниатюрным садиком с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. В Европе и тем более в средней полосе России нельзя использовать бананы, пальмы и орхидеи, растущие в Токио, но вполне можно заимствовать некоторые приемы оформления, например, мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии или символических каменных композиций. Основной принцип японского сада ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация.

Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и романтизму.

Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но образы этой природы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий все это в условной форме рассказывает о замысле автора.

Японский сад создает пространственное решение, наиболее близкое к современному понятию малого сада как части жилого дома. Даже его размеры, близкие к площади жилой комнаты, производят впечатление интерьера. Японский сад при доме устраивается не для прогулки, а только для пассивного созерцания с определенной точки, обычно из окна или веранды дома. В связи с этим он должен рассматриваться как живописная картина в отличие от других садов, где весь ландшафт сада раскрывается постепенно, по мере движения по саду.

Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна одна из ведущих пород. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Порой несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень с далеких гор, или осколок скалы с морского берега символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию. Но японский сад может существовать и без воды.

В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая стиль Син, более сложная стиль Со и наиболее сложная стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в решениях двух типов садов плоского и холмистого.

Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Так, в саду Рёандзи, на фоне обработанного граблями гравия, изображающего море, расположена свободная композиция из пятнадцати камней и мха.

Холмистый сад может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные пейзажи, где направление течения воды и акцентирование деталей (обычно в одну сторону слева направо) придают композиции определенный смысл.

Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька море. Очень часто форме водоема тоже придается определенный символический смысл.

В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства. Японский садик на своем участке можно либо воплотить полностью, либо посвятить его оформлению небольшой фрагмент общей территории. Попробуйте выделить небольшое пространство, огородите его в “комнату” и устраивайтесь “по-японски”. В японском стиле можно выполнить внутренний дворик, но тогда и детали украшения дома обязаны поддержать общее настроение. Облик внутреннего дворика определяют зеленые тона листвы кустарников и серый цвет натуральных камней.

Место для уединенного отдыха отделено от суетного внешнего мира высоким забором. Доминирующий элемент вечнозеленое дерево. Гравийная дорожка приведет к простой каменной скамье, возле которой растет низкий декоративный кустарник.

Уголок для чайной церемонии необходим тем, кто предпочитает пить чай по-японски. Устройство такого уголка не отнимет много времени и не потребует от вас специальных навыков в садоводстве. Главное соблюдать меру. На деревянном помосте постелите соломенный мат, уголок отделите от основной территории бамбуковым забором, по которому пустите виться красиво цветущую жимолость. На противоположной стороне уголка устройте бассейн, и близ него посадите невысокий декоративный кустарник айву японскую. Вместо традиционных газонных трав советуем использовать почвопокровные растения.

Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения (циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных камней или мостиков. Цветы в виде пятен-всплесков глубоких переливающихся тонов используются лишь изредка, когда они необходимы. Среди цветочных “японских” растений в России акклиматизировались хоста и астильба, но излюбленная японцами хризантема растет у нас плохо можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и емкости для растений выполняются из керамики и других естественных материалов светлых тонов либо в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Могут использоваться такие детали, как занавески с узелками, мох под соснами “деревьями долголетия”, группы камней и каменные светильники.

В Японии каменный фонарик неотъемлемый элемент каждого сада. Их ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца и т. д. Фонарики освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются. Японские светильники бывают нескольких видов приземистые, с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные фонарики (икекоми-гата). Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле.

Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада. Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью.

Резервуар с водой для омовения (цукубаи), а также маленькие пагоды и резные каменные ступени придадут саду “японский” колорит. Азалия (рододендрон) и декоративная вишня (сакура) создадут иллюзию настоящего сада Страны восходящего солнца.

Исторические стили садов

Первое упоминание и понятие сада дает нам Библия в описании Эдемского сада, как места, где растут необычайной красоты и урожайности растения.

Первые сады, существование которых подтверждено археологами, считаются Висячие сады Семирамиды, существовавшие в Древнем Вавилоне . Свое название эти сады получили из-за необычной иллюзии, которая создавалась когда на них смотрели с расстояния нескольких десятков километров – казалось, что сады парят над городом. Секрет заключался в том, что сады были разбиты на плоских крышах зданий с колоннами.

В Древнем Египте (как и во всех остальных странах древней Африки и Азии) сады разбивали преимущественно рядом с дворцами правителей и местной знати. Это объясняется отсутствием достаточного количества воды для их обслуживания и дорогостоящим процессом ее доставки в оросительные каналы. Основным функциональным предназначением таких садов было выращивание плодовых растений, пряных и лекарственных трав. Для садов Египта характерны правильные формы, симметрия, четкие границы посадок и сада вцелом.

Историчесткие факты говорят нам, что в Древней Греции сады и палисадники разбивались как возле дворцов, так и возле домов и хижит обычных граждан. В таких садах обычно выращивались плодовые деревья, пряные, лекарственные и злаковые травы. Цветам древние греки отводили особые места – места поклонения богам. У каждого бога был свой цветок и легенда, объясняющая почему именно это растение является символом этого бога.

(др. названия: формальный, геометрический, дворцовый, французский стиль)

Чертами стиля являются:

– масштабность всех зон сада, поскольку сад или парк рассчитан на большое количество людей одновременно пребывающих в нем;

– строгая геометрия планировки, что придает саду подчеркнутую торжественность;

– обязательно соблюдение строгой симметрии во всех элементах сада;

– основой регулярного сада является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности отводится подчеркивающая роль творения рук человеческих. В таких садах растительный материал рассматривается как неподвижный и не изменяющийся не только по форма, но и по цвету;

– постоянство формы растений поддерживается их стрижкой или специальным набором растений мало меняющихся по форме и цвету;

– в группировке растительного материала используются такие приемы как аллеи, перголы, беседки, трильяжи, композиции с использованием фигурной стрижки, живые изгороди бордюры, цветники, партеры;

– если используются малые архитектурные формы, то только величественного и помпезного характера;

– рукотворственностью создания сада подчеркивается торжество человека над природой.

Природный пейзажный стиль (английский сад)

Стиль возник в Англии в противовес регулярному стилю Франции. Все черты этого сада являются противоположностью дворцового стиля:

– максимальное приближение к естественности, тщательно скрытая рукотворность;

– обязательно наличие газона или луга, использование приемов (ландшафтные картины) подчеркивающих их красоту;

– создание альпийских или высокогорных ландшафтов (альпинарии, каменистые горки) на естественных склонах и откосах, возвышенностях и обрывах, где альпийский ландшафт как бы вписывается в общий ландшафт;

– появляются сады, посвященные моно культуре – сада розовой сирени, жасмина, ириса, флокса.

Экологический стиль (американский сад)

Стиль появился на основе природного пейзажного стиля под воздействием натуралистических веяний 70-х г.г. 20 столетия.

Основные черты стиля:

– подбор и посадка растений с ориентацией на окружающий ландшафт и климат местности;

– соблюдение пропорциональности в подборе количества архитектурных форм в строениях и растительных композиций;

– отказ от экзотов либо их применение в ограниченном количестве, основой сада являются местные виды флоры;

– посадка растений производится плотными группами, которые смыкаются в сплошной надпочвенный покров, что препятствует испарению влаги и распространению сорняков;

– это сад минимального ухода, все растения должны позаботится о себе сами.

Стиль «Кантри» (сельский сад)

Суть стиля – отразить особенности сельской местности. При этом акцент делается на этнографических особенностях местности.

Обязательными являются атрибуты сельской жизни, а также живая изгородь, декоративный газон, дорожка из гальки, гравия, песка.

Классическая композиция в стиле «Кантри» перед домом: газон, палисадник с яркими цветами, 1-2 декоративных дерева.

Стиль русской усадьбы

Создателем стиля считают русского ботаника, лесовода, агронома, писателя А.Т.Болотова www .ru.wikipedia.org/wiki/Болотов,_Андрей_Тимофеевич

Основными чертами стиля являются:

– создание аллей (классический прием – липовая аллея);

– парадный двор с фонтаном и/или клумбой;

– повторение французской регулярности;

– наличие партера, цветников, боскетов, ниш;

– соединение парадной части двора, выполненной в регулярном стиле, и общего вида сада-парка в пейзажном стиле;

– наличие «затеи»: холм с вьющейся по нему спиралью дорожкой, смотровая площадка и т.д. Характерно, что каждая «затея» имеет практическое значение: холм – насыпь над погребом, смотровая площадка – терраса для чаепития и отдыха всей семьей;

– обязательное террасирование участка: по направлению к реке устраивались террасы для того, чтобы просматривались низкий берег или пойменные луга.

Стиль восточного сада (Китай)

Для данного стиля характерны:

– природа как образец для создания общего ландшафта (за основу брались пейзажи из разных уголков страны, выполнены в живописи);

– тщательная обработка рельефа, создание искусственных гор, холмов, скал, пещер, озер там, где их раньше не было;

– вода – важнейший элемент китайского сада, поэтому местоположение сада всегда выбиралось с видом на воду. Водоем заполнялся нимфеями, лотосом, селились декоративные рыбы;

– наличие всевозможных сооружений: пагоды, галереи, чайные домики, фарфоровые и глиняные изделия в виде садовых фонарей, скульптурные изображения животных и птиц. Вокруг малого сада или в середине большого обязательно строилась галерея, для того чтобы можно было присесть и полюбоваться ландшафтом;

– обилие и разнообразие растительности. Самые популярные и любимые растения – можжевельники, сосна, плакучая ива, бамбук, декоративный персик, миндаль, сакура, древовидный пион.

Стиль японского сада

Стиль более аскетичен по сравнению со стилем восточного (китайского) сада, что продиктовано особенностями климата и рельефа Японии.

Основными чертами является расстановка акцентов на выбор сюжета на горы, холмы, камни и воду («сад» на японском языке «тэн-сай» («тэн» – «гора», «сай» – «вода»)).

Стиль японского сада отличается от всех остальных символизмом. Функцию горы может выполнять отдельно лежащий камень или галька. Функцию воды – линии, сделанные граблями на гравие.

Особым почетом пользуются вечнозеленые растения, центральное место среди которых отводится сосне. При чем растения высаживаются строго в естественных для них условиях.

Читайте также:  Оформление клумбы своими руками

Растения и стили: “шпаргалка” для начинающих ландшафтных дизайнеров

Если вы планируете интересно оформить садовый участок, одно из лучших решений — придерживаться определённого стиля. Стиль сада — это его смысловой образ, концепция, лейтмотив. У него свои каноны и атрибуты, и в нём, как говорится, всё уже подобрано, причем грамотно и со вкусом. Таких стилей много (а вовсе не три, как принято считать). И каждый предусматривает широкие возможности и разнообразие вариантов исполнения.

Ну а коль скоро речь идёт о саде, то первую скрипку в нём играют растения. Они-то и делают сад садом. Поэтому стиль прежде всего определяется ими, а уже потом архитектурными формами. У каждого — свои цветы, кустарники и деревья. Конечно, многие из них универсальны и подходят ко многим стилям сразу. Но дело даже не в выборе конкретных видов и сортов, а в их сочетании. Нужная комбинация растений — это и есть главный секрет создания садового стиля.

Поэтому сегодня я предлагаю вам свой «навигатор» по самым эффектным стилям и соответствующим им растениям.

Альпийский сад

Этот сад похож на альпийскую горку, он воспроизводит горный пейзаж. Его особенность — применение большого количества природного камня. Такой сад, как правило, отличается неровным рельефом или находится на склоне. Если участок ровный, рельеф создаётся искусственно. Большинство насаждений в альпийском саду невысокие, предпочтение отдаётся хвойным растениям.

Деревья:
все хвойные, в основном невысокие: сосна горная, пирамидальные и стелющиеся можжевельники, ель канадская Коника, туя. Подойдут одиночные посадки плодовых культур, в том числе стелющиеся формы яблони.

Английский стиль

Здесь создаётся впечатление старинной английской усадьбы с тем самым газоном, который подстригался в течение 300 лет. Элегантность с элементами классики, но без регулярности и симметрии. Можно сказать, пейзажная классика. Сад в английском стиле не пестрит яркими красками, первую скрипку в нем играют листва и травы.

Деревья:
берёза, дуб, каштан, лиственница, рябина (дикорастущая или десертная).

Арт-повери

Это слово переводится примерно как «нарочитая, артистическая бедность». Сад оформляют так, чтобы он выглядел артистично, свободно, без рамок и канонов, но чтобы кое-где за нарочитой простотой проглядывала изысканность. Как будто бы хозяин сада и есть законодатель садовой моды. Арт-повери — в какой-то степени богемный стиль.

Лианы:
актинидия, лимонник, девичий виноград, клематисы и жимолость каприфоль.

Деревья:

ель голубая и серебристая, туя, сосна чёрная или сосна Веймутова, колоновидный можжевельник, каштан, клён, колоновидная яблоня, плакучая береза или ива.

Арт энд Крафт

Сад рукоделия и искусства. Очень многим он давно интуитивно нравится и поэтому прижился на дачных участках, хотя хозяева порой и не знают, что это и есть Арт энд Крафт. Здесь преобладает ручная работа, садовые фигурки-персонажи, различные миниатюры и композиции. Много ярких растений и «стильных штучек». В результате сад в этом стиле воспринимается как «тёплый» и домашний.

Деревья:
рябина, ель голубая, ива или берёза плакучая, искусственно сформированные деревья: вяз, берёза, дуб, липа, клён, ольха, каштан, тополь, а также все плодовые и хвойные.

Архитектурный стиль

Несмотря на название, архитектурный стиль — очень «растительный». Он словно интерпретирует архитектуру, изображает ее языком ландшафта. То есть здесь обыгрываются формы и образы разных сооружений и конструкций. Стиль как будто говорит нам, что у всего, что бы ни создавал человек, так или иначе были прототипы в живой природе. А самих МАФов (малых архитектурных форм) в нем не больше, чем в других.

Барокко

Парадный, роскошный, дворцовый стиль. Но возможен он и на обычном дачном участке.

Нужно лишь взять некоторые его «реплики»: множество ярких расцветок, плавные линии, дугообразные формы и завитки, ковку, ширмы и перголы, светлые оттенки и соответствующие растения.

Деревья:
плакучая берёза, рябина, липа, клён, вишня, груша, яблони плодовые и декоративные.

Брутализм

Для садового брутализма характерны резкие контрасты между грубым и изящным, тёмным и светлым, низким и высоким. Это очень природный стиль, ничего техногенного в нём нет. Можно сказать, что он несколько «первобытный», но если уж в нем используется какая-то современная деталь, она должна быть суперсовременной. У брутализма очень много «своих» растений.

Лианы:
актинидия, амурский и девичий виноград, хмель, горный клематис, лимонник.

Кантри

Кантри — стиль деревенского быта. Он очень яркий, «лоскутный», непринуждённый, несимметричный, в нем много «деревенских» аксессуаров. Предпочтение отдается огородным культурам и плодовым деревьям, но особенно ярким должен быть палисадник

Лианы многолетние и однолетние:
хмель, ипомея, душистый горошек, фасоль огненная, тыква декоративная.

Классический стиль

Это и есть так называемый регулярный стиль, о котором многие слышали. Чёткая симметрия и строгие формы газонов, цветников и дорожек, большие пространства, «греческие» беседки, лепнина, фонтанчики и топиари. Если снизить градус помпезности и использовать стилизацию, классику реально создать даже на небольших участках.

Кустарники:
вейгела, жимолость съедобная, спирея, сирень, чубушник, парковые розы, чайно-гибридные и миниатюрные розы, барбарис Тунберга, бирючина, миндаль трёхлопастный.

Деревья:
ель, в том числе голубая, шаровидная туя, пирамидальные кипарисовики или можжевельники, липа, вяз, клён, пирамидальный тополь, плодовые культуры.

Лесной сад

У тех, чей участок находится в лесу, фактически уже есть сад в лесном стиле. Этот стиль подражает естественной природе. Сад должен быть затенённым, состоящим из лесных деревьев и дикоросов. Аксессуары — деревянные, нарочито грубоватые, используется также плетение из лозы.

Модерн

Стиль модерн очень элегантен, главное в нём — плавные, текучие линии, изящество, визуальная «дороговизна». Он аналогичен модерну в интерьере. Материалы для построек используются преимущественно натуральные, фигурки должны быть изящными, растений много и они должны быть густо посажены. Растительные символы стиля — ирис и гладиолус. Кстати, именно растениями, а не перегородками, зоны сада отделяются одна от другой.

Кустарники:
гортензия древовидная и крупнолистная, розы, бузина, чубушник, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

Немецкий стиль

Это очень нарядный, а главное, аккуратный и ухоженный сад «с открытки». В нем сочетаются элементы кантри и классики. Самое важное здесь — педантичность, рациональность и добротность. Подстриженные деревья, пышные цветники, фигурки в сельском стиле, декоративная мульча, натуральные и качественные материалы для всех объектов.

Деревья:
ель, сосна, туя, плакучая берёза или ива, рябина, искусственно сформированные деревья, клён, тополь, все плодовые культуры.

Персидский стиль

Это сад на восточную тему. Но Восток бывает разным, и в данном случае речь идёт о мотивах Средней Азии. Здесь много ярких растений и аксессуаров, а также различных мелких деталей, которые интересно рассматривать. Создать персидский стиль помогут уютные внутренние дворики, цветная тротуарная плитка и мозаика, ручейки, желательно устроить небольшой круглый водоём. Арки и проёмы в конструкциях лучше сделать стрельчатой формы.

Цветы и многолетники:
маки, хризантемы и астры, ирисы и гладиолусы, агератумы, гайлардия, георгины, лилии и лилейники, пионы, бархатцы махровые, душистый табак, лаватера, гипсофила. Обязательно большое количество сортовых тюльпанов. К стилю отлично подходит рис, если выращивать его на специальных «заливных» участках.

Романтический стиль

Сад в романтическом стиле навевает воспоминания о старых добрых временах. Это, можно сказать, ностальгический сад, сад а-ля ретро. Романтический стиль — пейзажный, со множеством укромных уголков, фонтанчиков, со старыми деревьями, мостиками и скамейками. Ключевое растение — роза.

Садовый минимализм

В минималистичном саду всё просто и лаконично, а деталей — немного, как и в минималистском интерьере. Именно деталей, дополнений, конструкций. А вот растений как раз должно быть много. Но не всяких, а выразительных. Они высаживаются крупными куртинами, пёстрая смесь в этом стиле не приветствуется. Формы и линии не обязательно строго геометричные, но простые и чёткие.

Деревья:
туя, сосна чёрная или сосна вейтмутова, голубая ель, колонновидный можжевельник, клён, плакучая берёза, ива, колоновидная яблоня, каштан.

Садовый хай-тек

В садовом хай-теке, в отличие от интерьерного, вовсе нет обилия металла, пластика и бетона. Он как раз отдаёт преимущество природе. Это сад необычных и смелых решений, где используются «высокие садовые технологии»: современные отделочные материалы, необычные (как правило, абстрактные) конструкции и аксессуары. Именно в саду в стиле хай-тек можно увидеть оригинальные, непривычные для глаза водоёмы, беседки, площадки для отдыха.

Кустарники:
их немного, но преимущественно такие, у которых есть что-то интересное: листья, форма кроны, плоды — например, красный барбарис, вереск, рододендрон, снежноягодник.

Деревья:
принцип тот же — интересный вид: подойдут декоративная яблоня, голубая ель, интересно сформированный дуб, плакучая береза.

Скандинавский стиль

Этот стиль представляет собой сочетание простых форм и яркой цветовой гаммы, простого крупного орнамента и натуральных материалов, но вместе с тем — обилие интересных аксессуаров, разного освещения, много уголков отдыха, хотя и небольших по размеру. Для скандинавского стиля характерна универсализация. То есть каждый объект и предмет в саду можно использовать и так, и эдак — по желанию и настроению.

Деревья:
любые хвойные растения, а также любые плодовые и лесные, но некоторые из них должны выделяться — например, формой кроны или окраской листьев.

Средиземноморский стиль

Это «южный» колорит таких стран, как Италия, Греция, Кипр. В средиземноморском стиле много мощеных и гравийных площадок, терракотовых горшков и фигурок, обязателен внутренний дворик — патио, много садовой мебели и растений.

Стиль дворянской усадьбы

Сад в этом стиле имеет характерную особенность: он делится на две части — регулярную (парадную) и пейзажную. Много тенистых уголков, беседка у пруда, который оформлен в природном стиле, гроты, каменные скульптуры, аллеи, газон и правильной формы цветники. Дом украшается вертикальным озеленением. Беседки и павильоны напоминают греческую архитектуру.

Французский стиль

Более понятно и узнаваемо будет такое определение, как стиль Прованс. Точнее, атрибуты Прованса преобладают в французском стиле, но к этому добавляются некоторые элементы классики. Стиль очень камерный, уютный, его сложно реализовать на большой площади. Обязательны огород и газон, а все цветники располагаются по периметру. Площадка отдыха устраивается у входа в дом, а из материалов используются дерево, гравий и кирпич

Многолетники и цветы:
шток-роза, ирисы бородатые большими группами, лилии, шалфей, полынь, наперстянка, лаванда (в наших условиях лучше коровяк или вероника), папоротники разных сортов(группами и в одиночных посадках), пеларгония зональная, герань.

Деревья:
туя, плодовые культуры, декоративные плодовые деревья.

Фэнтези

Стиль фэнтези можно ещё охарактеризовать как «сказочная готика», стиль сказок и легенд. А ещё можно определить его как средневековый сад. Дом в форме замка вписался бы сюда идеально. Извилистые дорожки и тропинки, мхи, верески, валуны, заросшие пруды, гроты и коряги, кованые элементы и садовые фигурки «под бронзу», много вертикального озеленения.

Многолетники и цветы:
хосты, ревень, роджерсия, почвопокровные альпийцы: овсяница сизая, мыльнянка, огненная гвоздика, алиссумы; альпийские астры, папоротники, ирисы, «лесные» луковичные, колокольчики.

Лианы:
«Символы» стиля — виноград амурский и девичий, хмель, лимонник, актинидия, горный клематис.

Деревья:
дуб, вяз, ольха, берёза, ива, ирга, колоновидная яблоня, клён, лещина, рябина, яблоня, слива, вишня. Вообще при выборе деревьев важно ориентироваться на те, у которых красивый рисунок ветвей и более тёмная кора.

Экзотический сад

Сад, подражающий образам экзотических стран — Африки, Австралии, Бразилии. Он создаёт колорит тропических джунглей. В этом стиле много цвета и орнаментов, деревянных настилов и ширм. А растительность, окружающая всё это, очень пышная.

Деревья:
ирга, яблоня, войлочная вишня, слива, клёны приречный и татарский.

Экостиль

Стиль эко воссоздаёт в саду образ дикой природы. Это лесные деревья, дикоросы, злаковые травы, постройки и аксессуары из натурального дерева, природный газон из клевера, «сухие» подпорные стенки с почвопокровными растениями, грубоватая мебель ручной работы. Главная концепция сада — экологичность.

Кустарники:
дерен, бузина, жимолость, арония черноплодная, барбарис, лещина крупная (фундук) и лещина обыкновенная, сирень, чубушник. Но подойдут и любые лесные кустарники.

Деревья:
ива плакучая и козья, ирга, черёмуха, рябина, клён, берёза, дуб, а также разные лесные деревья.

Японский сад

Это загадочный, философский сад, в котором преобладают канонические атрибуты и растения с декоративными листьями. Все элементы, постройки, аксессуары должны производить впечатление старых, древних. Это вода, много натурального камня, сады камней, бамбук, мох, японские каменные фонарики, простые формы строений, асимметрия во всём.

Многолетники и цветы:
хоста, астильба, папоротники, роджерсия, ревень, разнообразные осоки и злаки, бруннера, лабазник, лилейник, ирисы, различные хризантемы, луки, ландыши, черемша, бузульник, пионы, луковичные цветы «природного» вида, бамбук (можно заменить его чёрной ольхой сорта «Империалис»).

Надеюсь, что эта «шпаргалка» поможет вам создать сад вашей мечты — яркий, стильный и эффектный. Удачных экспериментов!

Стилистика садов

Исторический обзор садовых стилей

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Читайте также:  Душистые розы: 50 самых ароматных сортов роз

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений – уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и це нтром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор – особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1) Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2) Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3) Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан “Аптекарский огород”, существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

Стиль в ландшафтном дизайне: Как выбрать растения

Как подобрать растительное оформление к стилю дома и садовых построек и нужно ли вообще это делать?

Конечно, в искусстве известны так называемые, « большие стили » — классицизм, барокко, рококо и другие. Обычно и они подразделяются на региональные направления и школы отдельных мастеров. На практике дело сложнее. Или проще — как посмотреть. Создавая интерьер или планируя сад, мы создаем стилизацию и в идеале — проявляем индивидуальный стиль владельцев. Растения, благодаря их пластичности, позволяют подходить к этому весьма гибко. На что же опираться, выбирая ту самую манеру и добиваясь единства сочетаний?

Часто до дизайна руки доходят, когда дом на участке уже давным-давно есть. И крайне редко его архитектуру и декор можно отнести к одному из « больших стилей » . Зато очень часто дом обладает выраженным « характером » , отражающим историю его создания и образ жизни владельцев. Вот на них и стоит ориентироваться при создании сада. А окружающая природа, рельеф и расположение подскажут ассортимент растений, который определит внешний облик и стиль садового участка. Но даже при такой определенности вариации выбора и сочетаний все равно широки.

Как определить, какие стили в ландшафтном дизайне подходят для оформления сада?

На что смотреть
1. Линии. Первое, что определяет садовый стиль и формирует его — это линии. Посмотрите вокруг или вспомните выбранный образ. Какие линии в нем превалируют? Это прямые или плавные дуги, короткие резкие штрихи или широкие диагонали, замысловатая « кудрявость » или лаконичная простота? Замечайте эти детали не только в окружающей природе, но и в архитектуре. Какой дом в плане, каков он по высоте, есть ли у него выступающие части — мезонины, эркеры, террасы. Они, как правило (хотя и не всегда), « уводят » образ от прямых лаконичных линий. Как оформлены наличники, как устроена крыша?

В соответствии с основными формами подбирайте главенствующий ассортимент растений для садовых участков .

  • Прямые линии дополнят стройные стволы деревьев, а также растения с удлиненной и заостренной листвой. Среди деревьев выбирайте те, что имеют прямой высокий штамб. Часто его формируют или поддерживают искусственно, удаляя отрастающие побеги. Подойдут некоторые виды сосен ( Pinus ), березы ( Betula ) (тем более, если они уже есть на участке), клены (Acer), ясени ( Fraxinus ) и вязы (Ulmus). Удлиненные заостренные листья имеют ивы ( Salix ), лох (Elaeagnus), рябинник рябинолистный ( Sorbaria sorbifolia ). Среди травянистых растений прямые линии прекрасно подчеркивают злаки и различные виды с длинными изгибающимися листьями и выраженными вертикальными цветоносами — ирисы (Iris), лилейники (Hemerocallis), гладиолусы (Gladiolus).
  • Плавные линии подчеркнут растения с округлой листвой и соцветиями, мягкими изгибами ветвей, имеющие форму, приближенную к шару. Сюда подойдут липы (Tilia), ивы (Salix) с шаровидной кроной, сирень ( Syringa ), гортензия ( Нydrangea ), чубушник (Philadelphus). Из травянистых растений — хосты (Hosta), гейхеры (Heuchera), манжетки ( Alchemilla ), почвопокровные, мягко затягивающие землю, различные лианы.

2. Масштаб и ритм. Обратите внимание на размеры окружающих предметов, на то, как они расположены. Крупные они или мелкие, создают ощущение заполненности или простора? Это также поможет в выборе и размещении растений. Можно создавать образ открытого свободного пространства, в центре которого стоит простой лаконичной формы дом. Наполняйте окружение растениями столь же сдержанными — простирающимися по земле почвопокровными видами, тонколистными злаками, простыми полевыми цветами. Либо, напротив, создайте ощущение погруженного, концентрированного пространства, « шкатулки с секретом » , замкнутой самой на себе. Здесь понадобится живая изгородь из кустарников или лиан, уютные заросли и ароматические растения, которые, будто сгущают атмосферу сада внутри.

3. Симметрия. Это важнейшая характеристика, формирующая композицию. Для главенствующих стилей садово-паркового искусства — это один из описательных признаков. Этот принцип нужно определить уже на начальной стадии создания сада, на этапе его планирования. Учитывайте сразу, что симметрия — более сложный, даже не в воплощении, а в поддержании, прием.

4. Цвет. Это очень важный фактор для единства композиции и стилизации. Каждый стиль , исторический или региональный, имеет свою главенствующую цветовую гамму, тональность, контраст. В ландшафте это связано не только с предпочтениями творцов той эпохи, но и с характерными для данной местности оттенками растений. Кроме того, дом, если уж он уже присутствует на участке, задает цветовую гамму массивным пятном. Подобрав цветовую гамму сада к нему, вы уже создадите единство композиции.

Ссылка на основную публикацию