Бонсай – кусочек природы в миниатюре

Садовый бонсай: японские мотивы в среднерусском саду

Древнее искусство выращивания карликовых деревьев в горшках распространилось по всему миру, превратившись из забавы японской аристократии в массовое увлечение. За многие столетия японцы научились формировать миниатюрные копии растущих в естественных условиях деревьев. В Японии это искусство достигло колоссального развития и сегодня представляет целую науку с многочисленными школами и техниками формировки, позволяющими получить растения различной конфигурации: прямой, несимметричной, наклонной, «согнутой ветром», «плакучей», каскадной и других. Эти формы навеяны самой природой Японии, где в особом климате растения приобретают гармоничные, совершенные силуэты.


Бонсай — древнее искусство Японии

В последнее время российские садоводы всё чаще используют восточную стилистику в дизайне, и создание бонсай в открытом грунте — это, несомненно, модное и перспективное направление. Формирование садового бонсай мало отличается от традиционного, однако используются знакомые всем приёмы работы с древесными растениями: обрезка, прищипка и прививка.

Размеры садового бонсай, в отличие от канонического японского, бывают произвольными. Исходным материалом может служить старое плодовое дерево, неказистый искривлённый кустарник в углу сада, найденный в природе необычный экземпляр и, разумеется, молодое растение. Присмотритесь к растениям своего сада, может, кто-то из них уже готов к тому, чтобы из него сделали бонсай?


Садовый бонсай, в отличие от канонического, может иметь произвольные размеры. Фото автора

Бывает, что в течение всего нескольких лет целенаправленной обрезки из невзрачного деревца с оголившимися стволами и торчащими во все стороны прутьями можно создать привлекательные необычные деревья в восточном стиле.

У многих в садах наверняка растут старые яблони или вишни, которые давно не радуют урожаями и выглядят неаккуратно. Попробуйте удалить все мелкие ветви на нижней части кроны так, чтобы хорошо просматривался главный ствол, а весной обрежьте верхушку кроны параллельно земле. Повторяя эти действия ежегодно, вы сформируете в верхней части кроны густые шапочки листвы на изящном изгибающемся стволе. Вскоре вы увидите, как изменяется силуэт дерева, и получите наслаждение от этой совсем необременительной садовой работы.

С хвойными растениями результат может быть более эффектным, но процесс формирования более длительным. Например, плотная и густая крона горной сосны, долгие годы радовавшая вас, начинает становиться редкой и рыхлой. Отличный повод начать формировку!


Формирование хвойных растений требует времени, но дает впечатляющие результаты. Фото автора

Загляните внутрь кроны и выделите несколько ветвей, образующих красивый силуэт. Остальные ветви без сожаления вырежьте, а в начале лета, когда почки тронутся в рост, прищипните их, оставив 1–2 см. К следующему сезону в верхней части кроны заложится множество новых почек, и они дадут начало новой красивой кроне в виде облака.

То же самое можно проделать и с сосной обыкновенной. Единственное — наряду с прищипкой побегов и прореживанием кроны ветви сосны обыкновенной придётся фиксировать в горизонтальном положении. Обычно используют толстую проволоку, подвязывают грузы или натягивают верёвки. Это нужно для сохранения ярусной формы кроны, иначе — без фиксации — ветви начинают «топорщиться», закрывается пространство между ярусами.


При формировании кроны ветви иногда приходится фиксировать с помощью грузов. Фото автора

Отмечу, что из всех хвойных сосна обыкновенная и сосна горная — самый подходящий материал для садового бонсай в средней полосе. Не надо бояться вырезать лишние ветви, ведь сосны — очень пластичные деревья, именно благодаря своим способностям они смогли приспособиться к суровым условиям природы — иссушающим ветрам высокогорий и к трескучим морозам севера.

Сосны с большим удовольствием принимают нужную форму, главное — помочь им. При этом сам садовод будет постигать гармонию и развивать вкус, доводя форму до совершенства. К тому же, работа с формой — это увлечение на долгие годы, а результат — эксклюзивное и необычное растение, радующее хозяев и удивляющее гостей.


Сосны с большим удовольствием принимают нужную форму — достаточно им слегка помочь. Фото автора

Кроме сосен, для создания садового бонсай пригодны и другие хвойные. Очень устойчива и терпима к обрезке лиственница европейская, неплохо формируются сорта можжевельника китайского и среднего, кипарисовика горохоплодного. Можно попытаться поработать с сортами ели обыкновенной.

Помните, что сосны не умеют закладывать почки на одревесневших побегах прошлого года, поэтому прищипывать можно только молодые свечки-побеги в начале лета, а можжевельники, лиственницы, ели и кипарисовики можно стричь в любое время даже с помощью ножниц.


Садовый бонсай можно сформировать не только из сосен, но и из других хвойных. Фото автора

Из лиственных для нашего климата подойдут боярышники, клёны, дуб, а также плодовые — яблони, вишни. Несмотря на небольшой ассортимент, эти деревья устойчивы в нашем климате и хорошо переносят формировку.

В последнее время в продаже появились готовые бонсай, выращенные в питомнике и пригодные для высадки в открытый грунт. Обычно это многоствольные версии сосны обыкновенной или горной, на которых сформированы зелёные густые шапочки иголок. Такие растения, как правило, очень дороги и не всегда выглядят гармонично, поэтому можно рассматривать их как материал для создания более совершенного, с точки зрения владельца, дерева. В любом случае после посадки придётся ухаживать за ними, продолжая работу, начатую в питомнике, — ежегодно прищипывать побеги и вырезать лишние ветви, иначе ваш бонсай превратится в обычное дерево.

Если вы владеете техникой прививки, то процесс создания бонсай можно несколько ускорить: на высокорослый подвой (например, сосны) привить сразу несколько черенков карликового сорта, создав таким образом сразу многоярусное растение. Преимущество этого способа в том, что в дальнейшем не потребуется прищипка побегов, так как привитый сорт — карликовый.


Чтобы ваш бонсай смотрелся гармонично, важно правильное окружение. Фото автора

Создавая бонсай, не забывайте, что это не только сформированное дерево, но и его гармоничное сочетание с окружающим пространством. Бонсай является самодостаточным произведением искусства, тесно связанным с остальными элементами композиции, так как имитирует кусочек природы в миниатюре.

Согласитесь, что ваш шедевр будет выглядеть несколько нелепо, если вокруг растёт крапива или грядки с клубникой. Поэтому для придания восточного колорита и поддержки общей стилистики в саду стригите всё подряд! Любимые кустарники — спиреи, барбарисы, дёрены и даже куртины многолетников станут отличным дополнением к формированным деревьям, если придать им плавные, обтекаемые очертания с помощью регулярной стрижки.

Кроме того, изюминку добавят растения, близкие по своему облику к растениям японской флоры. Например, вместо мхов можно выращивать камнеломки, очитки, азореллу, некоторые виды мшанки, а в тени хорошо будут выглядеть астильбы. Стремитесь сделать композицию гармоничной, и сам сад подскажет вам, какие изменения необходимы.

Бонсай в Миниатюре: Реальные Отзывы о Карликовых Деревьях

Миниатюра Бонсай — это разновидность карликовых деревьев, которая имеет ещё меньший размер, чем обычно и предназначена для выращивания на подоконнике. Комнатное миниатюрное дерево быстро растет, буквально за 3 месяца. Не требует особых знаний и большого труда, однако, может потребовать немного творческой фантазии, чтобы создать домашнее произведение искусства.

Это мнение поставщика декоративных растений. А что думают об этом ботаники? Читайте отзывы покупателей в комментариях!

Похожие отзывы покупателей

Я как любительница комнатных растений не могла не купить это дерево, я о нём узнала и сразу захотела. Очень рада что приобрела его. На подоконнике его выращиваю, так легко растёт, совсем неприхотливое растение. Нравится как оно выглядит, оно ещё маленькое, будет расти, но дерево очень красивое, оригинально выглядит, украшает комнату и мне приятно за ним ухаживать.

Насчет эстетичности такого дерева сомнений нет, смотрится оно реально круто и достаточно эффектно. Но советую строго соблюдать инструкцию по уходу, а это не просто вовремя поливать, чтобы деревце радовало нас долгие годы, его нужно подкармливать и почву периодически менять, она тоже истощается. Растет очень медленно — для меня это плюс, люблю миниатюрность.

С удовольствием купила такое деревце домой. Первый месяц сильно заморачивалась за уходом, но потом как рост пошел, уже легче было. Очень лёгкое по уходу дерево. Очень красиво смотрится, настоящее украшение интерьера. И с ним действительно можно эксперементировать, в плане направления роста растения, оно хорошо реагирует и легко растёт, это одно из самых лёгких по уходу из растений что у меня были.

Я стала фанаткой этого дерева, уже третье покупаю, в каждой из трёх комнат у меня в квартире оно растёт. Реально быстро растёт и очень красиво смотрится, они уже одинакового размера. Можно направлять его рост в любом направлении, это мне нравится и с этим я и экспериментирую, очень люблю растения, а эти деревья стали для меня любимыми, очень легко за ними ухаживать, в этом я убедилась.

Давно мечтала вырастить карликовое дерево. Уж очень они миленькие и настроение придают. Купила дерево Самшит, действовала строго по инструкции, не забывала поливать и как я поняла нужно правильно выбрать место для дерева. И чтобы солнце не попадало и чтобы не в тени. Конечно первый раз было сложно, но через три месяца у меня действительно появилось карликовое деревце.

Я конечно тоже решила вырастить себе такое миниатюрное деревце и прежде всего почитала советы флористов и купила. Мне удалось из семечки за два с половиной месяца вырастить красивое деревце Бонсай. Умиляемся все и я и гости. Оно действительно украшает дом и я надеюсь, что ещё будет расти и радовать нас не один год. Уход не сложный, важно правильно поливать.

Обожаю, когда в интерьере всё стильно и красиво! Бонсаи уже давно покупаю и выращиваю сама. В начале было немного трудновато, но потом вчиталась, как нужно за ними ухаживать и где им лучше всего находиться в доме, чтобы освещения было предостаточно. В итоге, у меня несколько малюсеньких деревьев уже произрастает. Главное для них — правильный уход и любовь!

Впервые увидела миниатюру Бонсай находясь в гостях у приятельницы. Откровенно говоря позавидовала ей и самой очень захотелось иметь такое же деревце у себя дома. Честно говоря не думала, что будет сложно вырастить, посидела на форумах, почитала отзывы и с семечки вырастила себе маленькое карликовое деревце. Правда растет оно понемножку, но зато какая красота.

Я пыталась вырастить бонсай дома. купила уже подрощенный (7 см), т.к. из семечка растить очень тяжело, долго и проблемно. брала сакуру. листочки совпадали с картинкой, но, естественно, соцветий не было на ростке. деревце простояло у меня чуть больше двух лет. подалось за это время примерно см на 10. для того, что бы оно приобрело «извилистую» форму — правда требуется много усилий и внимания.

Садовый бонсай – деревья в миниатюре

Б онсай в горшках уже довольно распространен в нашей стране, а вот садовый в открытом грунте, пока еще редкость. При слове «бонсай» в сознании возникает образ деревца в горшке, например сосны или дуба, представляющего собой абсолютную копию настоящего лесного великана, только крошечных размеров.

Не классический, а…

Цепочка образов тянется дальше – Япония, семейная реликвия, кропотливый уход… и тут, как правило, она обрывается, по крайней мере у тех людей, кто не увлекается этим удивительным видом садового искусства и, можно сказать, особой философией. Нас же главным образом интересует не классический бонсай, которому посвящены многочисленные книги и статьи, а садовый. Что это такое, в чем их сходство и различие – в этом мы и попробуем разобраться.

Читайте также:  Окулировка деревьев

С востока на запад

Искусство выращивания карликовых деревьев возникло в Китае не позднее II века н. э., а по некоторым данным, в первом тысячелетии до н. э. Доподлинно неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового течения, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем духов природы. Существует также версия о том, что уменьшение размеров растений было вынужденной мерой, связанной с нехваткой места для жилья в перенаселенных китайских городах.

Так или иначе, но практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там бонсай получил столь мощное распространение, что не только у нас, но и во всем мире он ассоциируется почти исключительно с японской культурой и философией. Особенно развито искусство бонсая было в XVIII–XIX веках, когда представители различных сословий японского общества, от простых горожан до членов императорской семьи, считали почетным делом, а многие даже необходимостью иметь у себя карликовые деревья в горшке и уметь за ними ухаживать.

Сейчас в Стране восходящего солнца действуют тысячи школ и студий бонсая, в течение столетий здесь выработаны многочисленные стили, дополнившие изначальные архетипы китайской школы, разработаны правила любования этими живыми объектами, заключающими в себе символическую силу и мудрость природы.

Садовый бонсай. Так называемая помпонная формовка

Фикусы – излюбленный растительный
материал для создания бонсай

Европа познакомилась с бонсаем только в начале прошлого столетия, когда на волне увлечения этим восточным искусством здесь состоялись первые выставки миниатюрных деревьев солидного возраста. С тех пор мода на них существует по всему свету, в том числе и в нашей стране.

В старые времена материал для создания бонсай японцы черпали исключительно в природе, отыскивая высоко в горах и на бедных каменистых пустошах карликовые деревца, необычный внешний вид которых был следствием суровых условий произрастания. Позднее стали применять обычный материал: сеянцы и саженцы деревьев и кустарников, которые подвергались обрезке и прищипке, изменению формы и направления роста ветвей, а также черенкованию и прививке. В последнее время все чаще используют ретарданты – препараты, замедляющие рост растений.

Главная задача бонсая – имитация природного облика старого дерева, много повидавшего на своем веку.

Бонсай без горшка

Собственно говоря, садовый бонсай, подразумевающий выращивание специально формованных деревьев в открытом грунте, словом «бонсай» называть неверно, поскольку данный термин в переводе с японского буквально означает «растение в плошке», или даже «растущее в плошке». То есть название вовсе не указывает на дерево, это может быть кустарник либо травянистый многолетник, например злак. В классическом варианте такое вполне допустимо, а в случае с садовым бонсаем, как правило, работают только с деревьями и реже – с «малоствольными» кустарниками. И самое главное – садовый бонсай выращивают без всякого горшка.

Отличие садового варианта бонсая от традиционного имеет следствием несколько важных обстоятельств.

Во-первых, выбор растений приходится резко ограничивать в соответствии с климатическими условиями того места, где высаживают и культивируют бонсай.

Во-вторых, выращивание этих растений не предусматривает их регулярную пересадку и обрезку корневой системы, что в значительной степени облегчает уход за ними. Однако, с другой стороны, это заставляет активнее реагировать на интенсивный рост надземной части.

И, наконец, следуя тезису о пропорциональности всех элементов сада, садовый бонсай может и должен иметь значительно большие размеры по сравнению с традиционным.

Садовый бонсай иногда сравнивают с топиарными формами, но это отнюдь не одно и то же. В восточной практике деревья формируют в соответствии со стилистическими течениями, наработанными в этом искусстве. При выборе стиля формирования, безусловно, принимаются во внимание не только характер роста и габитуальные черты того или иного ботанического вида, но и индивидуальные особенности каждого растения.

Разнообразие стилей

Существует много сложившихся стилей бонсая, из которых в практике садового варианта этого искусства чаще всего используют лишь несколько. Среди них теккан , или вертикальный стиль, в русле которого формируют дерево с прямым, кряжистым стволом, очищенным снизу от веток, и сильно сужающейся кверху кроной.

Стиль моеги также предусматривает вертикальный ствол, но он бывает волнообразно изогнут, причем ближе к вершине амплитуда изгибов уменьшается. Сравнительно реже работают в стилях сякан и кенгай , в которых деревья формируются с наклонным стволом и ниспадающими в одну сторону ветвями, что создает флагообразный вид дерева, стойко переносящего капризы природы.

Нередко в наших питомниках можно увидеть привозной садовый бонсай в стиле кабудати – когда из основания ствола в разные стороны вырастают несколько скелетных ветвей, завершающихся шапками хвои или, реже, листвы. Если при этом ствол более-менее протяженный, то такое дерево, напоминающее метлу, относят к стилю. Встречаются также растения с двойным или тройным стволом, своего хокидати рода варианты букетной посадки. Изысканным и редким считается стиль саримики , в котором формируют деревья с отдельными сухими сучьями или даже с отсутствием фрагментов коры на стволе. Эти карликовые патриархи с участками голой древесины производят сильное впечатление.

С помощью вышеперечисленных приспособлений, а главным образом толстой проволоки, изменяют форму ствола и ветвей и задают направление для их роста в соответствии с творческим замыслом.

Как это делается

При создании бонсай широко используются разные материалы и приспособления: тросики, веревки, грузы, бамбуковые бандажи, рамки и рейки, проволока, обычно медная, применять которую для фиксации положения стволика и ветвей начали только в самом конце XIX века.

Превращение обычных деревьев в изящный бонсай в общих чертах выглядит следующим образом. Выбранное деревце освобождают от слабых, тонких и сухих побегов, прореживая крону и оставляя ограниченное число скелетных ветвей. В зависимости от выбранного стиля затем может проводиться кронирование дерева, обрезка его верхушки и перевод на боковой побег.

С помощью вышеперечисленных приспособлений, а главным образом толстой проволоки, изменяют форму ствола и ветвей и задают направление для их роста в соответствии с творческим замыслом. Для этого проволоку обматывают вокруг основных побегов, создавая таким образом проволочный скелет будущего бонсай. Плоские разветвления тонких побегов на концах ветвей закрепляют при помощи бамбуковых палочек и решеток, скрепленных тонкой проволокой или бечевками. Такой жесткий каркас вокруг дерева может оставаться до нескольких лет, пока ствол и ветви не зафиксируются в нужном положении.

Наряду с этим ежегодно выполняют подрезку и прищипку образующихся побегов, причем укорачивание проводят несколько раз в год с помощью секатора и специальных ножниц, а прищипку – чаще всего пальцами, надламывая весной «молочные» побеги. Эта операция легко удается на хвойных растениях (елях, соснах, лиственницах) в начале их весеннего роста, когда хвоинки собраны вместе с побегом или только начинают отходить от него.

У лиственных деревьев прищипку и подрезку образующихся побегов для ограничения роста обычно проводят многократно в течение вегетационного сезона. В результате на концах ветвей можно сформировать эффектные густые «подушки» или плоские «тарелки». При этом не надо забывать, что фантастический облик бонсай отнюдь не самоцель. Главная задача – имитация природного облика старого дерева, много повидавшего на своем веку.

Выбираем дерево

Какие же деревья, а также кустарники подойдут для создания бонсай? Японцы используют преимущественно местные виды растений, а поскольку природа Дальнего Востока славится исключительным флористическим богатством, их выбор представляется весьма обширным. Однако на приусадебном участке, расположенном где-нибудь в средней полосе России, некоторые традиционные для японского сада растения могут пострадать или вымерзнуть в первую же зиму. Поэтому такие виды, как криптомерия японская, тисс остроконечный, японская красная сосна (она же с. густоцветная) и японская белая сосна (с. мелкоцветковая), мы высаживать не станем, хотя в Стране восходящего солнца именно они входят в число излюбленных хвойных деревьев для формирования бонсай.

В наших широтах можно остановить выбор на ели обыкновенной, е. колючей, сосне обыкновенной, с веймутовой, с. кедровой европейской, кедре сибирском, низкорослых с. горной и кедровом стланике, в том числе и на декоративных формах этих хвойных растений. Не стоит оставлять без внимания хорошо вегетирующие у нас виды лиственниц, пихт и можжевельников, тую западную и тсугу канадскую, которые способны превратиться в привлекательные низкорослые бонсаи.

Гораздо реже в наших торговых сетях можно встретить садовый бонсай, сформированный из лиственных деревьев и особенно кустарников. В питомниках теплых стран Азии и Европы для этого чаще всего используют фикусы, буки, грабы, рододендроны, дзелькву, гранат, клен японский, камелию японскую, разные цитрусовые и красивоцветущие вишни и сливы, подпадающие под собирательное название «сакура». Но и в наших условиях выбор лиственных видов совсем не плох, мы можем экспериментировать с березами, дубами, вязами, каштанами, многими ивами, а также кленами, некоторые из которых имеют вполне восточный облик, например к. приречный, к. маньчжурский или к. ложнозибольдов.

В роли сакур выступят похожие на них декоративные яблони, абрикос маньчжурский, вишня войлочная, черемуха мелкопильчатая, сливы уссурийская, корейская и китайская, покрывающиеся по весне воздушным облаком цветков. А ведь есть еще рябины, дерены, бересклеты, некоторые азалии, да мало ли еще древесных видов способен превратить в изысканный японский бонсай увлеченный русский садовод.

Пространство для бонсай

Бонсай – растительный и художественный компонент, который подходит далеко не для всякого сада. Во-первых, не надо забывать, что это все-таки элемент чужой для нас культуры, в связи с чем его экзотический вид в условиях привычных ландшафтов средней полосы может вызывать ощущение диссонанса и дискомфорта. Кроме того, представьте, как нелепо будет выглядеть бонсай в пестром многоцветном палисаднике, среди обычных деревьев и кустарников или где-нибудь возле грядок с укропом.

Ему требуется особая обстановка и соответствующее окружение. Как символ вечности и олицетворение сил природы, бонсай организует и гармонизирует пространство вокруг себя, будто заряжая его первородной энергетикой, настраивает сознание человека на восприятие каких-то базовых ценностей. Опять же это касается не каждого, а главным образом тех, кому близко мироощущение народов Дальнего Востока и их каноны красоты.

Эффектный бонсай, выполненный в стиле саримики

Поэтому в обычном саду отыщется не так уж много мест, в которых бонсай будет смотреться совершенно естественно. По большому счету их только два.

Во-первых, уголок, оформленный в восточном стиле или, в исключительном случае, целый участок, стилистически решенный как японский сад. Приветствуется присутствие геопластики, лаконичный дизайн, сдержанное цветовое решение, а также использование натуральных материалов. В таком ландшафте могут присутствовать отдельные деревья в стиле бонсая или даже целая роща. Кстати, в укрытых, защищенных от ветров местах на участке можно попытаться вырастить бонсай, сформированный из растений группы риска, например из кипарисовика тупого, сосны черной или клена дланевидного.

Второй случай – солитерная посадка эффектного экземпляра бонсай в парадной части участка. Здесь этот представитель древнейшего искусства может выступать в качестве абстрактного экзотического элемента, своеобразного фокуса интереса, а потому может неплохо сочетаться с совершенно разными вариантами оформления участка вплоть до сногсшибательных проектов в стиле модерн или хай-тек.

Читайте также:  Ромашка: полезные свойства и противопоказания

Бонсай — растение в миниатюре

Восточное искусство бонсай – это не просто выращивание очень маленьких деревьев. Бонсай вобрал в себя мудрость и философию, мировоззрение и мироощущение человека. Техника бонсай требует мастерства, умения и понимания. В Стране восходящего солнца «бонсаи» (некоторые называют банзай или бансай) – это не просто миниатюрное деревце, а целое направление в искусстве.

Выращивание и покупка бонсай.

Выращивание бонсаи – захватывающее и интересное занятие, предполагающее наличие нужных знаний, навыков и времени. Красота и многозначительность, разнообразные стили бонсай покорила весь мир. Тайна японских карликовых деревьев заключается в том, чтобы понять не сказанное, любоваться не видимым.

Раньше, фактически единственный вариант получить бонсай – было вырастить его самостоятельно. Сегодня, купить бонсай в специализированном магазине не составит труда. Здесь обычно продаются бонсаи в возрасте от четырех до шести лет, но и множество аксессуаров для ухода, литературу о выращивании бонсай, удобрения и горшки.

Если бонсай купить не по карману – можно попробовать вырастить его самостоятельно. Вы получите такое растение бансай, какое хотите. Но нужно понимать, что вместо денег на покупку бонсаи, будет затрачено множество усилий по его выращиванию.

Техника бонсай.

Техника бонсаи заключается в том, что растение выращивается в специальной емкости, при этом подрезаются корни, прищипываются верхушки побегов. Уделяется значительное внимание достижению равновесия между корнями и кроной деревца, одновременно ему придается форма при помощи провода.

Формы бонсай.

Для этого необходимо приобрести горшок, посадить в него укорененный черенок. Ухаживают за миниатюрным деревцем, так же как и за саженцем. Спустя время, когда ствол деревца достигнет необходимой высоты (до 30 см), удаляются лишние ветки, в случае необходимости можно убрать верхушку. Для того чтобы растение банзай (бонсай) имело пышную крону, производится обрезка боковых ветвей.

Создать плакучую или каскадную форму дерева можно, используя специальный провод для бонсай. Для этого ствол и ветви деревца обматывают проводом, создавая кольца ряда, которые довольно плотно прилегают друг к другу, после чего ветви сгибают так, как требуют стили бонсай. Периодически провод снимают и наматывают заново, для того чтобы не допустить врастания в ствол и ветви.

По истечении двух лет дерево необходимо пересадить. При этом убирается треть длины корня. Техника бонсай предусматривает пересадку молодого деревца в специальный плоский горшок для бонсай, который имеет дренажное отверстие. Композиция может быть украшена мхом, камнями, миниатюрными фигурками животных. Даже если бонсай купить, за ним необходимо постоянно ухаживать. Необходимо регулярно удалять лишние побеги, прищипывать концы ветвей, формировать крону при помощи проволоки. Пересадка дерева и обрезка корней производится каждые два года.

Интересно о бонсай.

Многолетние исследования истории развития искусства бонсай открыли удивительную закономерность: растение бонсай обретает популярность в обществе в период его процветания и благополучия. Следствие это, или первопричина – неизвестно. На сегодняшний день в нашей стране бонсай пользуется ошеломляющим спросом.

Однако стоит осознавать, что бонсай – это не просто деревце в горшке. Это народная мудрость и философия. Для того чтобы постигнуть премудрости искусства бонсай человек должен обладать определенными личностными качествами: доброжелательностью, справедливостью, добротой, мудростью. Стили бонсай передают мастерство художников. Бонсай нуждается во внимании, любви и заботливом уходе. Выполнение этих условий даст возможность прожить миниатюрному деревцу сотни лет, связать поколения.

Многие наши сограждане ошибочно предполагают что бонсай (или бансай, или даже банзай – кто как хочет, так его и называет) – деревце, которое имеет размеры комнатного цветка. Бонсай обычное деревце, выращенное необычным способом. Мастера искусства тратят годы своей жизни для того чтобы достичь причудливых форм, для того чтобы сегодня каждый желающий мог бонсай купить.

Смысл искусства бонсай заключается в том, чтобы подчеркнуть природную красоту, воплотив ее в миниатюрном растении. На сегодняшний день японские мастера могут создать растение бонсай самой причудливой формы. Причем бонсай это не только деревья, но кустарники и даже трава.

Современные методы бонсай насчитывают 15 стилей, каждый из которых отличается по своей идее и воплощению. Самой большой популярностью пользуются такие стили бонсай как «Каскад», «Ползучий лес», «Метал», «Снесенные ветром». Для того чтобы создавать непревзойденные по своей красоте и оригинальности композиции мастер должен иметь настоящий талант.

Бонсай — японский сад в миниатюре

Приходилось ли вам видеть столетние карликовые деревья высотой не более 30 сантиметров? Таковы традиционные карликовые деревья – бонсаи, выращиваемые в Японии. Создание таких малюток требует большого искусства, многолетнего кропотливого труда.

Искусство выращивания бонсай зародилось в глубине веков, оно постепенно совершенствовалось и процветает в настоящее время во всем мире. В переводе на русский язык «бонсай» – «дерево в горшке». В основе искусства бонсай лежит глубокое знание растительного организма и умение с помощью различных приемов резко замедлять рост растений и формировать желаемый внешний облик карликового деревца.

Давайте с помощью цифр более осязаемо представим, как медленно растет японский бонсай. Разделим 30 сантиметров его высоты на 100 лет его существования — получим, что ежегодный прирост в среднем составляет всего 3 миллиметра. И при таком медленном росте с очень малым питанием растеньице не должно погибнуть, а должно дожить до 100 лет! Можно представить, каково должно быть умение вырастить такое крошечное деревце-долгожитель, да еще придав желаемую форму его стволу, кроне, ветвям, корням. Поистине великолепное искусство управления развитием растительного организма!

Деревья-карлики, у которых нарушен нормальный рост и формируются необычные, часто причудливые формы ствола и кроны, следовало бы считать уродцами, но эти миниатюрные деревца неизменно поражают красотой и изяществом. Крошечные хвойные деревья, цветущие малюсенькие яблоньки, вишенки, персики, азалии и другие являются гордостью создавших их садоводов.

Бонсай как искусство

Формирование бонсай – искусство сложное, требующее определенных навыков и умений, однако очень увлекательное. Для бонсай дерево можно вырастить из семян, черенков, отводков, привить на карликовые подвои. Иногда для выращивания заготавливают дикорастущие крохотные деревца с отвесных скал из особо суровых условий существования, где они подвергались сильным морозам, засухам, ветрам. И с первого же года начинают применять особую подрезку корней и ветвей, проводят скручивание и перевязку ветвей медной проволокой и поясами, удаляют лишние почки, листья, побеги, оттягивают и сгибают стволы для придания определенной формы бонсай. Резкое торможение роста достигается и сжатием корней при выращивании в небольших объемах контейнеров с грубой скелетной почвой с небольшим количеством питательных веществ. И лишь солнечное освещение дают в избытке. Ведь и в раскаленной под солнцем пустыне растут карликовые древесные растения. Растения-карлики встречаются и на болотах, где избыток света, а кроме того, и избыток воды. Что же здесь тормозит рост растений? Оказывается, здесь не хватает растениям азотистых веществ. При избытке света и одновременном недостатке азотистых веществ происходит даже слипание, а затем и гибель хлорофилловых зерен, без которых жизнь невозможна. Растения болот приобретают защитные меры от избытка солнца — формируют мелкие кожистые листочки, толстую кутикулу, сильное опушение. У искусственно формируемых карликов – бонсай дерево также приспосабливается к суровым условиям, листья мельчают.

Кроме очень скудного питания и особой подрезки и сжатия кроны и корней, деревья-малютки периодически закаливают, воздействуя на них ветром, солнечным нагревом и резким охлаждением. Приемов задержки роста очень много. Традиционный японский бонсай – это действительно целое искусство, которому учатся у специалистов годами.

Искусство бонсай включает не только различные приемы, замедляющие рост растений, но и определенные правила выращивания карликовых деревьев с желаемым обликом. Внешний вид деревьев-карликов должен не только имитировать естественное дерево, но и иметь определенный эстетический эффект, оказывать благотворное умиротворяющее воздействие на людей. Для получения определенного внешнего вида формируют различные формы кроны и корней. Например, для формирования декоративных змеевидных корней их помещают в бамбуковые трубы и заставляют тянуться к пище в определенных направлениях.

Правилами бонсай предусматривается формирование различных типов карликовых деревьев с разным эстетическим эффектом. Все виды бонсай объединены общим правилом — высота не более 30 сантиметров, хотя в настоящее время выращивают и крупнее. А вот для получения разного эстетического эффекта подбирают различные древесные породы: вечнозеленый хвойный бонсай сохраняет декоративность в течение всего года, красиво плодоносящий или красиво цветущий бонсай наиболее эффектен в определенное время года — весной, летом, осенью. Для получения особого эффекта в зимнее время подбирают виды с декоративной формой веток и ствола. Используют также виды с особо красивой весенней листвой и с наиболее яркой осенней окраской листьев.

Немаловажное значение придают и размещению карликовых деревьев. Их выращивают:

Формирование карликовых деревьев — не только сложный, но и длительный процесс. Иногда в создании карликовых деревьев-долгожителей принимает участие не одно поколение садоводов. Ведь искусство бонсай не только в умении получить миниатюрные деревца с определенным эстетическим эффектом, но и в умении сохранить возможность крайне медленного, но длительного роста до преклонного возраста. И чем меньше размеры карликов и старше их возраст, тем выше ценится искусство садовода.

Крошечные, часто причудливой формы деревья очень любимы в Японии, и они не только украшают японские сады, но и широко используются для декорирования домов.

Для большего эффекта для разных карликовых деревьев подбирают и особые контейнеры разной формы, глубины и окраски. Обычно их делают из обожженной глины со струйчатой глазировкой. Для цветущих деревьев подбирают расцветку контейнеров, контрастную окраске цветков. Сливу со снежно-белыми цветками помещают обычно в черный контейнер, а персик с розовыми цветками — в белый. Для вечнозеленых карликов берут контейнеры зелено-серые, темно-зеленые, коричневые.

Японские карликовые деревья (и само искусство бонсай) привлекают внимание селекционеров и из других стран. Ведь задача селекционеров не только в выведении наиболее быстрорастущих, наиболее продуктивных сортов сельскохозяйственных и лесных растений, но и в выведении особо декоративных (как быстрорастущих, так и карликовых) форм.

Бонсай – творение природы и человека

Мы познакомились очень кратко с великолепным искусством формирования карликовых декоративных деревьев — бонсай, свидетельствующим об огромных возможностях переделки природы растения и умении человека влиять на рост растений. Красота рожденных руками человека деревьев-малюток является примером его плодотворного творчества. Человек может создать и растения-гиганты, и растения-карлики. И его учителем является, конечно, природа. Именно природа подсказала человеку пути получения карликовых растений. Природа создала много красивых древесных растений, красота которых определяется мощностью, стройностью стволов, величием кроны. Но природа рождает не только гигантов, но и карликов. Часто карлики формируются в суровых условиях роста, например в северной и горной тундре растут только карликовые виды древесных растений. Созданием спартанских условий для роста рождены и японские карликовые деревца.

Однако карликовые растения и растения, отличающиеся гигантизмом, появляются и в силу сложных генетических законов. Ведь многочисленные декоративные формы растений, в том числе и карликовые, применяемые в озеленении, в большинстве случаев обязаны спонтанному появлению отдельных красивых малышей с замедленным ростом, с необычайной для вида формой кроны и типом ветвления, с маленькими размерами листьев. Селекционеры часто находят такие декоративные формы и их вегетативно размножают. Многие возникшие в природе карликовые формы неустойчивы, перерождаются. Но много и устойчивых форм с очень медленным ростом, хорошо сохраняющих также особенности ветвления, строение и расположение листьев и другие свойства при вегетативном их размножении.

Читайте также:  Астра новобельгийская, Астра новоанглийская

Однако такие формы могли бы исчезнуть, если бы не усилия селекционеров. Во многих европейских и американских дендрариях собраны коллекции карликовых форм растений. Например, в Национальном дендрарии США имеется знаменитая коллекция карликовых хвойных пород Готтели. Карликовые формы различных древесных растений есть в немецких, французских, голландских и других дендрариях и питомниках, где их размножают. По данным, приведенным в книге известного немецкого дендролога Т. Крюссмана «Хвойные породы», можно судить о значительной доле карликовых форм среди декоративных растений. Например, из 66 декоративных описанных им форм ели европейской — 33 карликовых, из 26 декоративных форм сосны обыкновенной — 11, из 47 декоративных форм можжевельника обыкновенного — 9, из 57 декоративных форм кипарисовика горохоплодного — 26 карликовых. Перечень этот можно продолжить почти по каждому виду хвойных.

Карликовые формы очень эффектно выглядят и в одиночных, и в групповых посадках, особенно на светло-зеленых газонах. Они могут использоваться для оформления больших клумб, для создания декоративных композиций на полянах в парках, на газонах около зданий. Например, карликовые шаровидные формы туи западной растут очень медленно. Сравнительно легкое вегетативное размножение таких карликовых форм методом укоренения черенков делает возможным широко их использовать в озеленительных посадках, для создания низкорослых куртин, живых изгородей, не требующих специальной стрижки.

Бонсай своими руками

Карликовые декоративные формы туи отобраны селекционерами разных стран. Эти формы размножаются в питомниках, и они уже имеются в озеленительных посадках. Карликовые растения различаются по высоте (от 50 до 100 сантиметров), по характеру ветвления (мелковетвистые, с нитевидными свисающими побегами, с распростертым или шаровидно-компактным ветвлением, подушковидно-приземистые с направленными вверх ветвями). Карликовые формы имеют зеленую окраску разных оттенков; встречаются формы с голубоватой окраской. Некоторые из форм довольно теплолюбивы, и это ограничивает районы их использования.

Скрещивая разные формы и виды, селекционеры получили и особо быстрорастущие (гетерозисные) формы, а также и особо декоративные карликовые формы. При гибридизационных работах, проводимых с целью создания быстрорастущих гибридов, изредка рождаются и растения-карлики.

На первый взгляд кажется, что создать бонсай своими руками практически невыполнимо. Однако это не совсем так. Конечно, для формирования бонсай в домашних условиях, при отсутствии опыта в этом нелегком деле лучше выбирать породы деревьев выносливых карликовых пород. Выбирая для бонсай дерево, желательно также заранее определиться со стилем, в котором будет выполнен ваш ландшафтный шедевр – ведь от стиля зависит внешний вид композиции, выбор посуды, характер обрезки. Учтите и условия содержания, в которых предполагается выращивать растение. Так, если это жаркая комната, сильно отапливаемая зимой, то лучше выбирать теплолюбивые растения – кордилина, фикус, гардения жасминовидная и тому подобные. Если же в помещении прохладно, можно остановить свой выбор на хвойных породах – можжевельник, кипарис, туя и так далее. Для выращивания в качестве бонсай подходят также следующие виды растений: фуксия мелкоцветковая, маслина европейская, бересклет японский, бугенвиллея гладкая, мирт обыкновенный, фейхоа селлована, молочай бальзамический, розмарин лекарственный, апельсин горький, сосна средиземноморская, кумкват овальный, дуб скальный и многие другие.

Итак, попробуем определиться со стилем. Для этого рассмотрим некоторые наиболее распространенные стили бонсай.

Теккан («симметричный») – бонсай, представляющий собой пряморастущее деревце, обычно с мощными корнями и широким стволом. Для выращивания в стиле теккан подходят практически все породы деревьев, как лиственных, так и хвойных. Например, это может быть бонсай-береза, бонсай-сосна, бонсай-вяз.

Сэкижежу («наскальный») – стиль бонсай, имитирующий скальный пейзаж. В композициях сэкижежу хорошо смотрится бонсай-вишня, бонсай-дуб.

Сякан («наклоненный») – ствол и ветви дерева слегка отклонены от вертикали.

Кэнгай («склоненный ветром») – дерево как бы сильно согнуто ветром, может опускаться даже ниже горшка. Все ветви такого бонсай растут в одном направлении. При формировании бонсай в стиле кэнгай желательно выбирать максимально устойчивый контейнер, чтобы композиция сохраняла равновесие.

Шаримики («мертвое дерево») – в таком бонсай дерево лишено коры, в силу чего растение производит впечатление мертвого или умирающего.

Кабудати («два ствола») – деревце с раздвоенным стволом и общей кроной или два дерева в одном горшке, растущие из общей точки.

Бунзинги («иероглифы») – длинный ствол лишен ветвей и листьев, крона сформирована только на верхушке. В этом стиле может интересно смотреться хвойный бонсай – например, бонсай-ель, бонсай-можжевельник.

Хан-кэнгап («полукаскад») – у основания дерево растет вертикально вверх, а затем склоняется вниз. Здесь также стоит подумать об устойчивости контейнера или горшка.

Есе-уэ («многоствольный») – это композиция из нескольких карликовых деревьев, образующих в контейнере микроландшафт, имитирующий естественный лес.

В композиции, помимо самого деревца, важны и другие элементы: горшок, иногда декоративные фигурки (часто под карликовым деревцем размещают крошечные деревянные домики в японском или китайском стиле, фигурки людей – крестьян или пастухов, и так далее). В стиле есе-уэ или сэкижежу можно создавать целые пейзажи в миниатюре. Для максимальной естественности композиции землю в горшке обычно накрывают зеленым мхом.

Ни в коем случае не стоит размещать бонсай на месте, продуваемом сквозняками, под вентилятором или кондиционером. Следует помнить, что, если вы приобрели бонсай в магазине, он, скорее всего, выращен при искусственном освещении, то есть потребует рассеянного света. Если же вы выращиваете бонсай самостоятельно из взятого в природе растения, то следует приближать условия его содержания к естественным. При этом не нужно забывать и о том, что направление освещения определяет во многом формирование кроны. Наиболее сильные побеги и листочки растут в направлении источника света. Это может сыграть вам на руку, если выбранный вами стиль бонсай подразумевает асимметричность и наклон растения в определенную сторону. Если же вы выращиваете, например, тэккан, желательно время от времени поворачивать горшок по отношению к свету.

Уход за бонсай

Если в ваших руках уже готовый бонсай, уход за ним будет заключаться в своевременной обрезке, прищипке, пересадке, поливе и подкормках. Ежегодно зимой необходимо удалять на деревце чрезмерно крупные побеги, подрезать и формировать крону в соответствии с желаемой формой. Разумеется, проводить все операции стоит только острыми и продезинфицированными инструментами – ведь одним неосторожным движением или занесенной болезнью можно нарушить декоративность композиции, а значит, и разрушить плоды многолетних усилий. Пересадка необходима в тех случаях, когда корни начинают проникать в дренажные отверстия горшка. При пересадке нужно внимательно осмотреть корни и удалить чрезмерно толстые, чтобы растение замедлило свой рост. Обычно оставляют мочковатые корневища и удаляют центральный толстый корень.

Поливать бонсай желательно несколько чаще, чем другие комнатные растения. Летом это делают ежедневно, зимой – раз в неделю. При этом, конечно же, стоит учитывать и вид растения. Например, бонсай из ели требует значительно меньше воды, чем, скажем, гардения. Желательно также регулярно опрыскивать деревце из пульверизатора. В летние месяцы его еженедельно подкармливают специализированными удобрениями для бонсай (их можно приобрести в магазине готовыми). Зимой это следует делать раз в месяц.

Можно сказать, что выращивание бонсай своими руками и уход за ним – дело сложное, но чрезвычайно увлекательное. Конечно же, подходить к этому делу нужно творчески. И обязательно набраться терпения – ведь и в природе деревья растут не один год.

Музей искусства Бонсай в префектуре Сайтама, Япония

Несколько дней назад мы посетили музей Искусства Бонсай в Омия, префектура Сайтама, Япония.

Несмотря на очень жаркий день, в музее некуда было яблоку упасть — столько любителей этого древнего искусства приехало в тот день в музей. Бонсай переживает настоящий бум в последние годы, местные мастера не успевают обучать всех желающих этому древнему мастерству.

Люди потрясены гармонией, формой, красотой деревьев Бонсай. Это кропотливая и каждодневная, сложная работа по уходу за каждым деревом, каждой веточкой, почкой, листиком, цветком.

На фото — прекрасные образцы искусства Бонсай, которые демонстрируются в этом музее.

На фото – открытый мастер-класс исвестных мастеров Бонсай об уходе за деревьями и поддержании стиля Бонсай.

Расскажу немного об этом древнем искусстве.

Стиль бонсай возник в Китае в эпоху династии Тан (VIII—X вв.) Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок

Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное на подносе».

Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья

Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра.

Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке». С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство, возникает множество стилей[. В эпоху Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и кленов стало времяпрепровождением богатых людей.

Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник

Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе

Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны.

Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году

К XXI веку о бонсай уже написано более 1200 книг на 26 языках мира

В музее Омия есть выставка композиций под открытым небом, а есть экспозиция и в самом музее, рассказывающая об истории и распространении Бонсай, стилях, известных Мастерах, постоянно проводятся лекции и мастер-классы.

Один пожилой господин проехал 40 . километров на велосипеде в день проведения мастер-класса, чтобы попасть в музей на мастер класс по уходу за деревьями Бонсай!

В 1923 году группа садоводов-мастеров Бонсая переехало в префектуру Сайтама после Большого Кансайского землятрясения и основало там группу местного самоуправления мастеров Бонсая. Она существует и по сей день.

Известные Мастера рассказывали об этом искусстве и щедро делились своими знаниями.

Они говорят, что дерево живое, и Мастер ежедневно ухаживает за ним. Он поливает дерево, дает ему удобрения, воду, подстригает его и придает ему форму. Дерево, в ответ, радует глаз Мастера и всех окружающих своей красотой и совершенной формой.

Гармония, радость, вдохновение — вот что дарит древнее искусство Бонсай людям.

Ссылка на основную публикацию