Trompe l’oeil (тромплей) в дизайне сада

Техника Trompe-l’oeil — создаем оптическую иллюзию в саду

Как много существует дизайнерских идей для ландшафта, которые хочется воплотить в жизнь! В этом плане повезло владельцам крупных земельных наделов – им разрешено почти все. Разбить аллею в регулярном стиле – не проблема, высадить цветущий луг за стенами дома – тоже. «Явно на моем маленьком участке всей этой красоты не видать», — подумаете вы. И будете неправы! Конечно, настоящую аллею разместить на небольшом клочке земли между огородными грядками и садовыми деревьями проблематично, но ведь можно создать полную оптическую иллюзию ее присутствия. Тогда вы будете любоваться этой красотой каждый день – как только выйдете во двор своего участка.

Содержание

На самом деле, существует множество способов создания оптических иллюзий, но мы остановимся на одной из наиболее ярких техник, первооткрывателями которой были древние римляне. Речь идет о старинном искусстве Trompe-l’oeil (тромплей), что в переводе с французского означает «обман зрения».

Что это вообще такое и зачем это нужно?

Trompe-l’oeil – это реалистичные картины-обманки, с помощью которых создаются иллюзии полного присутствия в пространстве того, чего на самом деле нет. Вспомните рисунок очага на холсте, который увидел Буратино в каморке папы Карло – это и был тромплей, обманувший деревянного человека, решившего сунуть свой нос в котелок. В саду Trompe-l’oeil используется в виде изображений перспектив, якобы открывающихся за несуществующими окнами, скульптурных элементов, визуально встроенных в стены построек. Одним словом, с помощью этой техники на вашем участке могут появиться любые предметы или растительные композиции, со стороны практически неотличимые от настоящих.

За дверью находится иллюзорное пространство — Trompe-l’oeil

Какие цели преследует Trompe-l’oeil?

Главной задачей искусства тромплей является визуальное расширение пространства, которое будет особенно заметно на небольших, ограниченных глухими заборами, участках. Нарисованные на стенах ниши, через которые видны бесконечные поля и сады, «раскрывают» замкнутое пространство и визуально увеличивают его. Ну и конечно, не стоит забывать, что такие картины-обманки делают ландшафтный дизайн любого участка интереснее. Различные двери и окна, за которыми открываются новые, живописные горизонты, придают пространству необыкновенную загадочность.

Как создается иллюзия?

Рисунок в стиле тромплей должен быть максимально реалистичным, поэтому самостоятельно экспериментировать с написанием пейзажей не следует. Найдите профессионального художника или фотографа, который владеет приемами этого искусства – только тогда вы получите нужный эффект реализма.

Техника тромплей должна выполняться тем человеком, который в этом что-то понимает

Кроме этого, при создании произведения Trompe-l’oeil следует учитывать угол зрения смотрящего на иллюзорный объект и игру света. «Обманка» становится визуальной реальностью чаще всего с определенного угла зрения. Именно поэтому так важно не просто создать интересную композицию, но и разместить ее так, чтобы иллюзия действительно работала. Просмотрите композицию с разных сторон, возможно где-то придется ограничить угол зрения. В этих местах будет необходимо разместить отвлекающие объекты – опоры с вьющимися растениями, деревья, статуи и т.д.

[include title=»РСЯ — в тексте»]

Часто в рисунках Trompe-l’oeil наблюдается эффект продолжения линий реального объекта, расположенного возле стены. Со стороны трудно различить, где заканчиваются настоящие ветви дерева и начинаются нарисованные. Также картина может до мельчайших деталей копировать каменную или кирпичную кладку стены, на которой она размещена. Таким образом происходит слияние произведения Trompe-l’oeil с настоящими объектами и создание целостной ландшафтной композиции.

Нарисованная лошадь заскакивает на настоящий газон!

Помните, что любой, даже самый искусный рисунок, все же остается рисунком и при ближайшем рассмотрении это видно. Поэтому не рекомендуется размещать иллюзорные «обманки» слишком близко к предполагаемым местам их рассмотрения. Часто их устанавливают в конце садовой тропинки или аллеи – тогда обман раскроется только тогда, когда зритель вплотную подойдет к картине.

Дверь в конце аллеи — всего лишь «обманка»

Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Изображенный на глухой стене пейзаж раскрывает пространство внутри дома и превращает его в открытую террасу с колоннами. Этот прием переворачивает наше восприятие и заставляет верить, что стены не существует.

Имитация террасы возле дома

Пригодятся иллюзорные объекты и в том случае, если на участке существуют некрасивые хозяйственные строения. Любые гаражи, старые сараи, трансформаторные будки можно украсить реалистичной картиной и превратить в интересный ландшафтный объект. Особенно эффектно такая настенная живопись будет смотреться в тандеме с растениями, перголами, трельяжами, каменными россыпями и другими декоративными элементами.

[include title=»РСЯ — в тексте»]

Рисунки в стиле тромплей на заборе

Если на стене выложить очертания окна из кирпичей и заполнить его картиной с изображением прованского пейзажа, то издалека будет казаться, что стена вашего дома граничит с южными районами Франции.

Луга Прованса за окном

Реалистичность картин в стиле тромплей эффектно дополняют различные арочные и решетчатые деревянные конструкции. Деревянная арка создает полное ощущение, что дорожка не заканчивается возле стены, а продолжается и ведет вглубь сада.

Деревянная арка создает ощущение реального продолжения сада

А для такого огорода найдется место даже на самом маленьком участке!

Иллюзорный огород за аркой

Удивительная техника Trompe-l’oeil поможет вам сделать такой участок, какой вы только захотите и разместить там все, что душе угодно. Ну и что, что это будет всего лишь иллюзия! Красота вашего участка, его оригинальность и самобытность будут целиком настоящими!

Садовый дизайн и проектирование

Стиль вашего сада, ландшафтный дизайн, готовые проекты для участков

Обман зрения: использование приемов Trompe-l’oeil

Когда занимаешься планировкой сада часто бывает, что на участке банально нет места, чтобы воплотить в жизнь все идеи.

А бывает и наоборот – план сада в точности исполнен как задумывалось, но на деле все выглядит как-то банально и скучно, не хватает изюминки.

Еще древние строители сталкивались с невозможностью воплотить в жизнь все свои творческие замыслы. И вот где-то в Древнем Риме родилась техника Trompe-l’oeil – обман зрения, которая до сих пор успешно применяется в архитектуре и дизайне.

Метод обмана зрения основан на манипулировании восприятием человека с помощью специальных изобразительных приемов.

Весь задник этой композиции восточного садика просто искусно изображен на стене – нарисованы и каменная кладка, и стебли бамбука, и круглое окошко с пейзажем за ней.

Деревянное украшение в духе Trompe-l’oeil, изображающее арку-туннель.

Угол зрения здесь ограничен деревьями и другой растительностью, поэтому кажется, что в самом деле с другой стороны стены сад продолжается.

Дверь-обманка на стене дома.

Конечно, с такого маленького расстояния понятно, то “происходящее за дверью” просто нарисовано – однако с дальних расстояний все не так очевидно.

Один из классических приемов обмана зрения – в конце настоящего тоннеля виден подсвеченный нарисованный пейзаж, который кажется настоящим и видным сквозь проем в стене.

Чаще всего в садовом дизайне используют четыре приема обмана зрения:

Первый прием можно подробнее описать с помощью такого примера. Представьте, что в начале и в конце дорожки посажены два совершенно одинаковых по размеру и высоте дерева с круглыми кронами. Смотрящий на эти деревья делает определенный вывод о расстоянии между этими двумя деревьями (и соответственно о длине дорожки). А теперь вообразим, что будет, если дальнее деревце будет заменено меньшим по размеру, но все еще идентичным по виду и форме. У зрителя будет возникать иллюзия, что не дерево меньше, а расстояние между двумя деревьями больше, чем есть на самом деле. Так и работает метод обмана зрения.

Сейчас в садовых центрах можно приобрести конструкции из деревянных планок, изображающие арки с туннелем, а в центре закреплено зеркало. Такое деревянное украшение, будучи нужным образом закрепленным на заборе и задекорированным, создаст иллюзорное ощущение, что за стеной сад продолжается – нужно лишь пройти через арку.

Для этих же целей используются деревянные беседки. Если такую беседку поставить вплотную к забору и нарисовать на задней стенке приоткрытую дверцу, ведущую куда-то дальше, то обман зрения снова сработает – издалека изображенное на картине будет казаться реальным.

Что же нужно, чтобы создавать такие “обманки” в саду? Фантазия, художнические способности и знание законов перспективы. Впрочем, если у вас в наличие только первое, тогда для воплощение в саду композиций в духе Trompe-l’oeil можно пригласить специалиста.

Иллюзия создается при помощи двух факторов – угла зрения и игры света. “Обманка” кажется реальностью только с определенного угла зрения. Поэтому важно не только придумать и воплотить в саду композицию, но чтобы обман зрения действительно работал и удивлял гостей важно продумать и то, как его преподнести. Угол зрения необходимо ограничить отвлекающими объектами – статуей, группой кустарников, растением в кадке.

Часто композиции Trompe-l’oeil устраивают в конце садовой дорожки – тогда обман раскрывается только когда зритель подходит вплотную к иллюзорному объекту.

Примеры объектов Trompe-l’oeil для сада

На этом рисунке показан типичный прием обмана зрения – на стене нарисован проем с пейзажем.

К иллюзорному проему ведут ступени, на которых симметрично расположены кадочные деревца. Все это делает акцент на нарисованном пейзаже, делая его значительнее и реальнее.

Здесь настоящими должны быть только колонны на переднем плане со стоящими на них горшками с лавровыми деревьями.

Все остальное – лестница, перила и балюстрада – нарисованы на стене. Граница между реальностью и “обманкой” замаскирована ветками кустарника и полоской травы.

Дорожка ведет к ступенькам, которые поднимаются внутрь беседки.

На задней стенке беседки – нарисованная дверь, замаскированная по всем правилам техники обмана зрения.

Кажется, будто позади постамента находится стена павильона.

Но на самом деле это обман зрения – никакого здания нет, а лишь конструкция из деревянных реек, закрепленная на стене.

В стене выложено небольшое “окошко”, сквозь которое виден провансальский пейзаж.

Будет непонятно, что он всего лишь нарисован, если оформить ближайшую часть сада в подобном стиле – французского Прованса.

Декоративный настенный элемент из деревянных планок и зеркала создает иллюзию, будто ров с водой продолжается и дальше, проходя через туннель.

Арочный свод из деревянных планок создает ощущение, что дорожка идет через проход в другую часть сада.

Необычные декорации и сад иллюзий

Сад иллюзий может быть обустроен с помощью зеркал и различных обманных техник тромплей. Смотрите ниже на фото необычные декорации сада и убедитесь в том, что эти приемы доступны каждому. В материале рассмотрены некоторые необычные декорации, которые позволяют формировать необыкновенный ландшафтный дизайн. Их применение может быть реализовано в различных вариациях.

Как сделать обман зрения?

Далее рассмотрим, как сделать обман зрения в своем саду с помощью различных техник. Обманки используются в садовом дизайне уже несколько веков. Были они придуманы древними греками (они делали колонны храмов чуть сужающимися кверху, что зрительно добавляло им высоты), применялись и в русских усадьбах — например, на границах владений устанавливали приоткрытую дверцу, то издали изображение будет казаться реальным живописные полотна, которые искусно маскировались зеленью, с изображенными на них дальними видами с деревней, лугами и пасущимися стадами.

Не стоит относиться к садовому пространству только как к месту приложения тяжелого физического труда, это именно то место, где вы можете продемонстрировать свои художественные способности. Существует множество ухищрений с использованием шпалерных решеток, красок и зеркал, которые можно применить для оформления пространства, которое не годится для выращивания растений.

Техника тромплей

Обман зрения, или техника тромплей (фр. trompe Voeil) — технический прием в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии. С помощью этого приема объект, нарисованный в двухмерной плоскости, кажется существующим в трехмерном. Эта техника, родившаяся в Древнем Риме, и сейчас успешно применяется. Роспись-обманка в саду выполняется водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке, масляными красками по сухой поверхности, используются также акриловые краски, матовый или глянцевый лак, атмосфероустойчивые краски.

Читайте также:  Когда сажать пионы

Тромплей — очень интересный и эффектный прием, но при его использовании надо соблюдать некоторые условия — роспись требует перспективы, между стеной и зрителем должно быть хотя бы 3 м. Необходимо соблюдать масштаб рисунка: все изображения должны быть соизмеримы с человеческим ростом.

Обманка в саду — это картина, использующая особые приемы перспективной живописи, благодаря которым человек, смотрящий на нее под определенным углом, воспринимает ее как реальность. Чаще всего рисуют пейзаж, видный с данного места. Изображают и садовую калитку, за которой якобы находится соседский сад, эффектно смотрится ложное окно, нарисованное на стене, с настоящим оконным ящиком и настоящими растениями в нем. Конечно, с близкого расстояния видно, что это роспись, но чем дальше вы находитесь от рисунка, тем сильнее иллюзия объемного пространства, осязаемости предметов и форм. Обманка — это окно в другой мир, она ломает грань между реальностью и фантазией. Особенно эффектны обманки в небольших по размеру садах, там, где пространства не хватает и особенно ценится возможность его увеличить.

Можно устроить дверь в заборе. Если потянуть за ручку этой двери или просто хорошенько к ней приглядеться, вы узнаете «страшную» тайну — она никуда не ведет, это садовая иллюзия, обманка. Дверь намертво прикреплена к забору, около которого устроена зона для приготовления шашлыка, а рядом размещается беседка.

Садовые дизайнеры часто советуют скрывать не слишком привлекательные стены или заборы с помощью декоративных решеток и лиан, но это не единственный вариант, можно «замаскировать» забор и с помощью панно. Рисунок на стене или заборе — это не только произведение искусства, но и замечательная возможность зрительно увеличить пространство и превратить скучную плоскую вертикальную поверхность в море или уходящий в перспективу сад.

Перечислим наиболее часто используемые приемы изменения пространства:

1. Обман зрения при помощи подобных друг другу объектов

Если в начале и конце дорожки посадить два одинаковых по размеру и форме дерева или кустарника, то зритель сделает определенный вывод о расстоянии между ними (и соответственно о длине дорожки). А теперь представьте, что будет, если дальнее деревце или куст заменить меньшим по размеру, но идентичным по форме. У зрителя возникнет иллюзия, что расстояние между двумя деревьями или кустами больше, чем есть на самом деле. Таким образом «играют» не только деревья и растения вообще, но и шары, вазоны, камни и другие повторяющиеся объекты. Зрительно «растянуть» дорожку поможет и такой прием: в начале ее посадим растения с крупными листьями, например крупные хосты с огромными листьями, а в конце — мелколистные растения, те же хосты, например, но средние или маленькие по размеру с небольшими листьями, но подобные по окраске.

По этому же принципу работает и цвет: если в начале дорожки посадить растения с зелеными, желтыми или пестрыми листьями и красными, желтыми и белыми цветками, а вдали растения в голубоватых, зеленовато-серых и серебристых тонах, то это расстояние будет казаться большим, чем оно есть на самом деле, благодаря тому, что создается иллюзия, будто на голубоватые растения наложилась воздушная дымка, то есть они расположены достаточно далеко. Грамотное использование таких оптических эффектов буквально раздвигает границы сада.

2. Использование специальных конструкций

Конструкция из деревянных планок, прикрепленная к забору, изображающая арки с туннелем, в центре которой закреплено зеркало, создает иллюзорное ощущение, что за стеной сад продолжается — нужно лишь пройти сквозь арку.

Садовое пространство изменится, если изобразить на заборе фасад домика с объемной крышей наверху. Такая фальш-панель сродни театральной декорации, в этом случае фрагмент забора становится садовой мистификацией, изображая домик, примыкающий к забору. В его окошки вместо стекол вставлены зеркала, в которых отражается сад.

Для этих же целей можно использовать деревянную беседку. Если ее переднюю часть (фасад) поставить вплотную к забору и нарисовать на задней стенке приоткрытую дверцу, словно ведущую куда-то вдаль, то обман зрения снова сработает — изображенное на картине издалека будет казаться реальным.

Если вам особенно удался какой-то уголок сада, можете заключить его в деревянную или металлическую раму достаточно большого размера, например 2,4х4 м, установленную перед ним. Выглядит это очень эффектно и оригинально.

3. Создание ложной перспективы с помощью дорожек, которые постепенно сужаются

К сожалению, этот прием подходит только для гравийных дорожек. Если использовать такой прием для мощеной дорожки, то швы между плитами мощения вас разоблачат. Эффектно завершить такую дорожку уменьшенной в размерах скамейкой или соответствующим вазоном. Этот прием действует только в одну сторону, с другой стороны этой дорожки эффект будет обратным.

4. Заимствованный пейзаж

Суть этого старинного метода — визуальное включение в пространство сада территорий или элементов, данному саду не принадлежащих. Если к саду прилегает река, поле или большой луг, можно создать впечатление, что они являются частью ваших владений. Этот универсальный прием изобретен китайцами несколько десятков веков назад. Например, они включали виднеющуюся вдали пагоду в садовое пространство как часть его, а не как предмет, удаленный на значительное расстояние. Сад открывался миру, и далекая гора «входила в сад». Важным моментом для воплощения этой идеи является создание кулис, в роли которых могут выступать камни, архитектурные постройки, древесно-кустарниковые композиции, с их помощью вы создадите в саду многоплановые «театральные декорации».

5. Настенная живопись

Хорошо тем садоводам, у которых вдали виднеется река, поле или радует лес, примыкающий к забору, но не стоит унывать и тем, у кого за пределами дачного участка нет ничего интересного, есть способ «раздвинуть» и такие границы. На свободных стенах зданий или на заборе можно изобразить атмосферостойкими красками «волшебный пейзаж».

Зеркала в ландшафтном дизайне в саду и их фото

Большие зеркала в саду, завершающие парковую аллею, — старая садовая обманка, ее можно использовать не только для большого, но и для маленького пространства.

Еще вариант — закрыть зеркалом арочный пролет. К такой псевдоарке должна вести дорожка, идущая под углом к ней, чтобы человек увидел свое отражение и разгадал хитрость, только подойдя достаточно близко. Продумывать отражение в таком зеркале нужно тщательно, там должен отражаться прекрасный сад, а не угол дома, например. Зеркала прекрасно «работают» в качестве садовой обманки со шпалерами, арками и калитками. Чаще всего trompe-l’oeil устраивают в конце садовой дорожки, тогда обман раскрывается, только когда зритель подходит вплотную к иллюзорному объекту.

Потрясающая садовая картина, «выполненная» с помощью зеркала, может открываться и с садовой скамейки. Само зеркало должно располагаться в тени, больше всего подойдет северная или северо-западная экспозиция. Края зеркала маскируют не только с помощью арки, это можно сделать с помощью деревьев и кустарников или рамы, деревянной или металлической. Иногда зеркало крепят к глухому забору, оформляя это место как арку или калитку и имитируя переход в другую часть сада.

Если какая-то композиция в саду кажется вам особенно привлекательной, вы можете поставить напротив нее большое зеркало в шикарной раме. Композиция отразится в зеркале, а вы получите прекрасную картину, которая будет меняться в соответствии с сезонными изменениями в саду.

Можно вставить зеркала в дверцы шкафа для хранения садовых инструментов, поставленного недалеко от садовой дорожки, в «зеркальном» варианте он будет совершенно незаметен, вы будете видеть не дверцы, а сад, отражающийся в зеркалах.

Зеркала в ландшафтном дизайне волшебным образом могут изменить пространство небольшого сада, но их следует устанавливать под углом к посетителю, внезапно увидеть перед собой свое отражение в зеркале не очень приятно.

Посмотрите зеркала в саду на фото, это поможет выработать собственные идеи для их использования:

Что же нужно, чтобы создавать обманки в саду? Требуются фантазия, художественные способности, знание законов перспективы. Иллюзия создается при помощи двух факторов — угла зрения и игры света. Обманка кажется реальностью только с определенного угла зрения, поэтому важно не только придумать и воплотить композицию, но и продумать, как ее преподнести, ограничив угол зрения отвлекающими объектами — статуей, группой кустарников, растениями в кадке. Организовывать садовую иллюзию нужно тщательно, продумывая идею и все детали, иначе получится смешно и даже вульгарно.

36 mind-bending trompe l’oeil illusions

By Creative Bloq Staff 26 November 2019

Put simply, trompe l’oeil is the art of illusion. And the examples here will seriously make you question your eyes.

Trompe l’oeil means ‘trick of the eye’. It’s the technique of using realistic imagery to create an optical illusion of depth. Audiences have been amazed and fooled by these stunning illustrations for centuries, as artists worked to perfect the skill. Businesses have also capitalised on the effect of the artwork by using it to create eye-catching billboard and video campaigns.

This list rounds up the world’s greatest examples of trompe l’oeil. As this technique is found around the globe, it has been interpreted in wildly different ways so the variation found is mind-blowing. Prepare your eyes, and prepare to be amazed.

If you would like to see some examples of great advertising that won’t have your eyes and brain tied up in knots, check out our article that showcases awesome billboard advertising.

Click on the icon at the top-right of the image to enlarge it.

01. Pac-Man

This piece took three days to create, and the inclement weather was a challenge for the artist (Image credit: Leon Keer)

This retro Pac-Man trompe loeil was created by Leon Keer in the Netherlands, for the Ouverture (an event that opens the cultural season in the region). It took three days for Keer to complete and aimed to create a fun vibe. “It’s a recognisable theme that awakens people’s memories,” says Keer.

Keer also designed an awesome Terracotta Lego trompe l’oeil in Florida, which is well worth checking out.

02. Le Radeau de Lampedusa

Pierre Delavie created this hard hitting piece (translated as ‘The Raft of Lampedusa’), in collaboration with the Bureau d’accueil et d’accompagnement des migrants (Reception and Support Office for Migrants) in 2017. This trompe l’oeil depicted a boat of refugees capsizing in the River Seine and aimed to alert Parisians to the urgency of the situation of refugees drowning in the Mediterranean Sea. The orginal image was taken by the Italian Navy in 2016.

Talking to French publication Mashable FR, Delavie explained that he was extremely touched by the events in the Mediterranean and that when he saw the image it upset him. He cut it out and kept it, then eventually recreated it on the wall of the River Seine.

03. Wasting Time

Created by a pair of chalk artists, Jenny McCracken and Leon Keer, as part of Sydney’s Chalk Urban Art Festival in 2014, Wasting Time was a massive 350 square metre work of surreal trompe l’oeil loveliness in which the ground was ripped open to reveal a weird subterranean scene packed with giant children, strange steampunk machinery and much more.

Читайте также:  Размножение драцены черенками

04. Tunnelvision

This dramatic piece is 50 ft x 75 ft and shows a craggy portal leading to a fantasy moon. Created by local artist Blue Sky, who has more work in the area, it can be found in a parking lot in downtown Columbia. The artist does regular touch ups to make sure it stays as realistic as possible but despite tales to the contrary it has not been crashed into by any confused local drivers.

05. Vindkraft

Another trompe l’oeil mural from Keer, this time working with Massina. Vindkraft was created for the Danish town of Brande to celebrate its contribution to wind energy. Siemens Wind Power, Europe’s largest manufacturer of wind turbines, was founded in Brande in 1980. The mural depicts a circle of energy, with the energy needed for wind production coming from the wind powered energy – and now we’re confused.

06. Quetzalcoatl

This piece is by artist John Pugh, who is famous for his intricate trompe l’oeil murals that are located on various buildings around the world. “I have found that the ‘language’ of life-size illusions allow me to communicate with a very large audience,” says Pugh. “It seems almost universal that people take delight in being visually tricked.” This one, a terrifying imagining of South American feathered serpent deity Quetzalcoatl, can be found on a cable car station in Mexico City.

07. Koi fish

The shimmering of the water adds depth to this trompe l’oeil (Image credit: Louise Moorman)

This Koi fish floor mural is the work of mural artist Louise Moorman. It’s a super realistic trompe l’oeil which has detail such as shimmering water and gulping fish. Moorman has a wealth of other trompe l’oeil artwork that can be views on her Facebook page.

08. 20,000 Leagues Under the Sea

20,000 Leagues Under the Sea was made by the A.FRESCO workshop, led by artist Patrick Commecy. A.Fresco has made a name for itself and won awards in France by bringing otherwise drab walls to life with attention-grabbing trompe l’oeil murals. Its work in Cannes transformed a foot tunnel leading to the beach at La Bocca into an epic aquarium inspired by Jules Verne’s book of the same name, complete with giant sea monsters and Captain Nemo’s submarine, the Nautilus.

09. Luz Nas Vielas

The Brazilian art collective Boa Mistura started its trompe l’oeil project, Luz Nas Vielas, in north São Paulo back in 2012. It consisted of five words – amor, beleza, orgulho, doçura and firmeza (love, pride, sweetness, beauty and strength) – painted in alleys throughout the favela. Five years later, Boa Mistura returned with two news words: Poesía and Magica (poetry and magic).

10. Des Anamorphoses

French street art duo Ella & Pitr created this series of picture frame installations for an ad campaign for the National Dramatic Center of St. Etienne in France, featuring impossibly warped picture frames and other anamorphic treats.

11. Copenhagen Zoo

Bus wraps are a new – and mobile – way of sending trompe l’oeil artwork out into the world. This one, featuring a giant snake crushing a bus, will either put you off or encourage you to visit Copenhagen Zoo. Either way, it’s a memorable design certain to stick in your head and generate word-of mouth enthusiasm.

12. Graffiti sculpture

Italian street artist Peeta makes clever use of colour gradients and shadows to make his graffiti pop out of its surroundings. It’s designed to look like sculpture rather than 2D art, and it’s very convincing. Just to add to the confusion, he also creates actual graffiti-inspired sculptures.

13. Indoor wilderness

Italian artist Daniela Benedini founded her own company in 1994, after graduating as Mastro Pittore at the Painting Academy of Brera in Milan. Specialising in interior decoration, she creates beautiful trompe l’oeil paintings, collaborating with some of the most prestigious interior designers in the world.

14. Carroll Street Bridge

Situated over Carroll Creek in Frederick, Maryland, this award-winning trompe l’oeil mural depicts the spirit of community. The large-scale mural project transformed a plain concrete bridge into the permanent illusion of an old, ivy-covered stone bridge.

Artist William Cochran and his assistants used permanent silicate paints to create the highly detailed illusionist painting, complete with fake niches, fountains and statues, and 3,000 unique painted stones.

15. Portland’s peeling blueprint

Originally painted in 1986 by Chris Denison, C. Michael Lewis, Toni Wolf, Josephine Mussomeli, Steven Priestly and Bertelle Brookings, the peeling blueprint is perhaps one of the cleverer takes on trompe l’oeil and became a local landmark before it was demolished in 2016.

The mural created the illusion that there is a giant blueprint of the building peeling off of one side of it, revealing the actual building underneath and was actually painted twice. It began life as a blueprint (light blue paper with fuzzy blue lines) and was then painted again in the 1990’s with a white background and sharp black lines to reflect the changes in how building plans are drawn.

Chris Denison commented on the demolishing of the muraland said, “murals don’t last forever when they are outdoors; it lasted as long as I expected it to.”

16. Floating shapes

Swiss-born artist Felice Varini creates mindblowing, geometric trompe l’oeil installations

Felice Varini is a Switzerland-born artist based in Paris. For over 30 years now, he’s been creating remarkable geometric trompe l’oeil installations around the world. Painting primarily on architectural spaces such as buildings and walls, each of his works has a single vantage point from which a precise geometric shape appears. Genius.

17. The Crevasse

German street painter Edgar Mueller is a master of fun trompe l’oeil work – this crevasse piece being a perfect example. Mueller’s website is filled with awe-inspiring images of incredibly detailed and realistic street paintings, which include waterfalls, trees and caves. We know this trompe l’oeil artwork isn’t real but that wouldn’t stop us thinking twice before standing on it.

18. House party

Artist Ciaran Brennan (aka. Yohan) went all-out for his house party by painting this trompe l’oeil illusion of balloons spilling out on the walls outside. He comments on his piece, “I didn’t get to finish it completely, I wanted to paint the inside of the house through the hole in the wall but I ended up just making it dark.”

19. Roundstone St

This trompe l’oeil in Wiltshire is said to be the largest in the UK

Located in Roundstone St in Trowbridge, UK, this trompe l’oeil is thought to be the biggest in the country. The realistic house design, created by artist Roger Smith and Wiltshire Steeplejacks, was installed on the blank wall in October 2003 to commemorate the 25th anniversary of Trowbridge Civic Society.

20. Dining table

Ian Carnie’s dining table features a realistic place mat, cutlery and jigsaw puzzle

This dining table looks like it needs a good tidy. However, attempting that wouldn’t get you very far, as the objects are in fact oil paintings. This brilliant piece was created by fine artist and interior decorator Ian Carnie, who specialises in decorative and landscape trompe l’oeil murals.

21. Great American Crossroad

This Great American Crosroad is one of many trompe l’oeil pieces created by artist Eric Grohe

Eric Grohe began his creative career as an illustrator and graphic designer back in 1961. Since then, his work has grown in scope and size, leading to the large-scale trompe l’oeil murals he creates today. He uses specialist German paint, which crystallises into mineral substrates and will not fade, peel or blister. Grohe has painted artwork all over the US, including this brilliant piece, titled Great American Crossroad, located in Ohio.

Next page: 15 more amazing examples of trompe l’oeil

Trompe l’oeil (тромплей) в дизайне сада


В поисках материалов об обманке, нашла эту статью. Она написана с такой легкостью. Мне очень понравилась и я решила разместить именно ее.
Подбор картин мой

“Есть такой жанр живописи – обманка”
Автор текста © Copyright: Койфман Валерий, 2009

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ – обман зрения).
С виду обманка – это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира. Применение обоих терминов («обманка» и «тромплея») для обозначения картин этого жанра является правомерным.
Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений. В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем. Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом. Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.
Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало – на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» – сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, – ответил Паррасий, – ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».
Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок. Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.
В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом. Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.
Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции. Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).

В ней уже были все признаки тромплеи – виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя – двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты? Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.
Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.


Samuel van Hoogstraten “Trompe l’oeil. Pinboard, Letter Board”

Samuel van Hoogstraten “Tromp-l’oeil Still Life” 1664


Cornelius Norbertus Gijsbrechts “Quodlibet” 1675

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине. Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.

Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.


Louis Leopold Boilly “Grappe de raisin en trompe l’oeil”

Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными. Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «. сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.

В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств. Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.


Граф Федор Петрович Толстой “Ветка малины, бабочка и муравей”

Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «. можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».

Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную.

Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой. Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.

С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.
Вот просто деревянная доска или дверца шкафа, а на ней прибитые гвоздиками узкие полоски кожи, старые распечатанные письма, расческа, гусиное перо, ножик для его «острения», брошки, бантики, ножницы. Эти изображения, волнуют нас, но в то же время раздражают какой то «пограничностью» ощущений. Ни тебе картина, ни тебе реальность.


Domenico Remps

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас. В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства. С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство.
Более того, обманки как жанр – это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства.


William Gordon “Trompe l’oeil”1877

Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.
Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые “обманками”, хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Trompe l’Oeil Art Fools the Eye

Paintings and Murals Designed to Deceive

  • Doctor of Arts, University of Albany, SUNY
  • M.S., Literacy Education, University of Albany, SUNY
  • B.A., English, Virginia Commonwealth University

French for “fool the eye,” trompe l’oeil art creates the illusion of reality. Through skillful use of color, shading, and perspective, painted objects appear three-dimensional. Faux finishes like marbling and wood graining add to the trompe l’oeil effect. Applied to furniture, paintings, walls, ceilings, decorative items, set designs, or building facades, trompe l’oeil art inspires a gasp of surprise and wonder. Although tromper means “to deceive,” viewers are often willing participants, delighting in the visual trickery.

Trompe l’Oeil Art

  • Shading and perspective
  • Faux finishes
  • 3-D effects

Pronounced tromp loi, trompe-l’oeil may be spelled with or without a hyphen. In French, the œ ligature is used: trompe l’œil. Realistic artworks were not described as trompe-l’oeil until the late 1800s, but the desire to capture reality dates back to ancient times.

Early Frescoes

In ancient Greece and Rome, artisans applied pigments to wet plaster to create life-like details. Flat surfaces appeared three dimensional when painters added false columns, corbels, and other architectural ornaments. The Greek artist Zeuxis (5th century B.C.) is said to have painted grapes so convincing, even birds were deceived. Frescoes (plaster wall paintings) found in Pompeii and other archaeological sites contain trompe l’oeil elements.

For many centuries, artists continued to use the wet plaster method to transform interior spaces. In villas, palaces, churches, and cathedrals, trompe l’oeil images gave the illusion of vast space and distant vistas. Through the magic of perspective and skillful use of light and shadow, domes became sky and windowless spaces opened to imaginary vistas. Renaissance artist Michelangelo (1475 -1564) used wet plaster when he filled the vast ceiling of the Sistine Chapel with cascading angels, Biblical figures, and an enormous bearded God surrounded by trompe l’oeil columns and beams.

Secret Formulas

By painting with wet plaster, artists could give walls and ceilings rich color and a sense of depth. However, plaster dries quickly. Even the greatest fresco painters could not achieve subtle blending or precise details. For smaller paintings, European artists commonly used egg-based tempera applied to wood panels. This medium was easier to work with, but it also dried quickly. During the Middle Ages and the Renaissance, artists searched for new, more flexible paint formulas.

The Northern European painter Jan Van Eyck (c.1395-c.1441) popularized the idea of adding boiled oil to pigments. Thin, nearly transparent glazes applied over wood panels gave objects a life-like gleam. Measuring less than thirteen inches long, Van Eyck’s Dresen Triptych is a tour de force with ultra real images of Romanesque columns and arches. Viewers can imagine they are looking through a window into a Biblical scene. Faux carvings and tapestries enhance the illusion.

Other Renaissance painters invented their own recipes, combining the traditional egg-based tempera formula with a variety of ingredients, from powdered bone to lead and walnut oil. Leonardo da Vinci (1452-1519) used his own experimental oil and tempera formula when he painted his famous mural, The Last Supper. Tragically, da Vinci’s methods were flawed and the breathtakingly realistic details began to flake within a few years.

Dutch Deceivers

During the 17th century, Flemish still life painters became known for optical illusions. Three-dimensional objects seemed to project from the frame. Open cabinets and archways suggested deep recesses. Stamps, letters, and news bulletins were depicted so convincingly, passersby might be tempted to pluck them from the painting. Sometimes images of brushes and palettes were included to call attention to the deception.

There’s an air of delight in the artistic trickery, and it’s possible that the Dutch masters competed in their efforts to conjure reality. Many developed new oil-and wax-based formulas, each claiming that their own offered superior properties. Artists like Gerard Houckgeest (1600-1661), Gerrit Dou (1613-1675), Samuel Dirksz Hoogstraten (1627-1678), and Evert Collier (c.1640-1710) could not have painted their magical deceptions if not for the versatility of the new mediums.

Eventually, advanced technologies and mass-production made the painting formulas of the Dutch masters obsolete. Popular tastes moved toward expressionist and abstract styles. Nevertheless, a fascination for trompe l’oeil realism persisted through the nineteenth and twentieth centuries.

American artists De Scott Evans (1847-1898), William Harnett (1848–1892), John Peto (1854–1907), and John Haberle (1856-1933) painted meticulous still lifes in the tradition of the Dutch illusionists. French-born painter and scholar Jacques Maroger (1884-1962) analyzed the properties of early paint mediums. His classic text,The Secret Formulas and Techniques of the Masters, included recipes he claimed to have rediscovered. His theories reawakened interest in classical styles, stirred controversy, and inspired writers.

Modern Magic

Meroger’s return to classical techniques was one of many realistic styles that emerged during the second half of the 20th century. Realism gave modern-day artists a way to explore and reinterpret the world with scientific precision and ironic detachment.

Photorealists painstakingly reproduced photographic images. Hyperrealists toyed with realistic elements, exaggerating details, distorting scale, or juxtaposing figures and objects in unexpected ways. Dutch painter Tjalf Sparnaay (shown above) calls himself a “megarealist” because he paints “mega-sized” versions of commercial products.

“My intention is to give these objects a soul and a renewed presence,” Sparnaay explains on his website.

3-D Street Art

Trompe l’oeil by contemporary artists can be whimsical, satirical, disturbing, or surreal. Incorporated into paintings, murals, advertising posters, and sculpture, the deceptive images often defy the laws of physics and toy with our perception of the world.

Artist Richard Haas made deft use of trompe l’oeil magic when he designed a six-story mural for the Fontainebleau Hotel in Miami. False finishes transformed a blank wall into a triumphal arch made of mortared stone blocks (shown above). The enormous fluted column, the twin caryatids, and the bass relief flamingos were tricks of light, shadow, and perspective.The sky and waterfall were also optical illusions, teasing passersby into believing they might stroll through the arch to the beach.

The Fontainebleau mural entertained Miami visitors from 1986 until 2002, when the wall was demolished to make way for real, rather than trompe l’oeil, views of the waterside resort. Commercial wall art like the Fontainebleau mural is often transitory. Weather takes a toll, tastes change, and new construction replaces the old.

Nevertheless, 3-D street art plays an important role in reshaping our urban landscapes. Time-bending murals by French artist Pierre Delavie conjure historic vistas. German artist Edgar Mueller turns street pavement into heart-thumping views of cliffs and caves. American artist John Pugh opens walls with eye-deceiving images of impossible scenes. In cities around the world, trompe l’oeil mural artists force us to ask: What is real? What is artifice? What is important?

Читайте также:  Петрушка: полезные свойства, применение и противопоказания
Ссылка на основную публикацию